Профессия натурщика
Что там, по другую сторону картины?
В Эрмитаже или Третьяковской галерее невольно останавливаешься у картин известных художников. Разглядывая портреты, обращаешь внимание на труд мастера и, конечно, натурщика. Кстати, эта профессия до сих пор окутана загадками и тайнами.
Демонстраторов пластических поз сделали соавторами картин ещё в XIX веке в Париже. Сейчас попробовать себя на этом поприще может любой желающий. Чаще всего натурщиками становятся студенты или пенсионеры — те, кто хочет чуть-чуть подзаработать, узнать что-то новое, окунуться в романтику и скоротать время.
Берут на работу обычно тех, у кого тело и черты лица выразительны и многоговорящи. Шансов больше у атлетичных мужчин и фигуристых дам. В провинциальные художественные училища, понятное дело, пробиться проще: здесь ажиотаж, в отличие от ведущих академий и маститых художников, небольшой. Учитывать стоит и то, что профессия натурщика не особо востребованная, а потому многие наращивают штат годами.
Как правило, натурщик позирует около четырёх академических часов. Затем делает непродолжительный перерыв, во время которого разминается: размахивает руками и ногами, вертит головой и много ходит. Ведь во время позирования зачастую приходится стоять неподвижно! Руки, ноги, шея затекают — мама не горюй. Хорошо, если натурщика попросили принять простую позу,— например, встать по стойке смирно или сесть, облокотившись на спинку стула, и смотреть в одну точку. А вот некоторым фартит меньше — позы, придуманные йогами, никто не отменял. Так, студенты изучают пластику и анатомию на человеке, поэтому натурщикам приходится делать упор на одну ногу или вставать вполоборота. Разумеется, даже чуть-чуть повернуться практически нереально — это тут же замечается, и картина может быть под ударом.
Интересно и то, что всё это время зачастую приходится молчать. Слово проронишь — картину испортишь. Поэтому за четыре-шесть часов успеваешь подумать и о смысле жизни, и о космосе, и о голубях, ворующих мякиш у галок. Главное — мыслить позитивно и не зарываться в глубокие думы. В некоторых же случаях, напротив, можно мотивировать, подбадривать живописцев, общаться или даже читать стихотворения, в том числе свои. А что, среди натурщиков много творческих людей!
При этом надо понимать, что художники пишут маслом, акрилом, акварелью… Запах краски невыносимый! Помещение, конечно, проветривается, но надышаться, а затем и в обморок упасть можно запросто. Да и на сквозняке простыть тоже мало приятного.
Профессия и сложная, и на любителя. При этом зарплаты у натурщиков невелики: без интереса к живописи — совсем тоска. Предполагается, что в среднем в больших городах можно выручить 40-50 тысяч рублей, в малых — вдвое меньше. И да, обнажённая натура оплачивается гораздо выше, чем одетая.
Безусловно, работая натурщиком, ты всегда стараешься держать форму: правильно питаться, заниматься спортом. Кроме того, такая работа воспитывает волю, учит спокойствию, сдержанности, усидчивости и терпению. Плюс знакомит с художниками — опытными и начинающими. Поначалу может быть неловкое смущение, но оно проходит, когда понимаешь, что художники смотрят на тело словно на глиняный горшок или вазу с фруктами и цветами. Затем же ты ненавязчиво и мягко, в свойственной творческим натурам деликатной манере подсказываешь, если что-то вдруг не так или не нравится. Главное — не обидеть.
Несмотря на то, что профессия не особо востребованная, вряд ли она когда-то канет в лету. Научиться правильно рисовать портреты — передавать мимику, движения, характер — пожалуй, можно только с натуры. В свою очередь, натурщикам всегда интересно увидеть взгляд на себя со стороны.
Знаменитые натурщицы
В каждое столетие известные натурщицы работали с не менее известными художниками. Мы познакомим вас лишь с тремя.
Одной из известных римских натурщиц в 1820-1830-е годы была дочь виноградаря Виттория Кальдони. Брюнетка с огромными глазами и прямым носом производила неизгладимое впечатление на академистов и назарейцев. Кальдони позировала многим мастерам, но не брала за это ни копейки. Позировала исключительно в одежде и отношений с художниками не поддерживала. Правда, обнажённой однажды девушка всё-таки позировала, это было для картины «Сусанна, застигнутая старцами» Григория Лапченко. За него Виттория чуть позже вышла замуж, с ним же уехала в Россию.
Викторина Меран — миниатюрная, тёмно-рыжая, задиристо-насмешливая натурщица Эдуарда Мане по прозвищу Креветка. Мане пишет Меран в виде уличной певицы, тореадора, проститутки в «Олимпии». Работала Викторина и с другими художниками, например, Эдгаром Дега и, видимо, так увлеклась искусством, что сама стала писать картины. Её автопортрет приняли в салон в 1876 году, а Мане отказали.
Фернанда Оливье (Амели Ланг) работала долгое время с Пикассо. Творческий союз возник, когда обоим было по 23 года. Пикассо был беден и неизвестен. Оливье успела выйти замуж и сбежать от супруга, сменить имя, пожить в сквоте художников Бато-Лавуар и поработать с несколькими мастерами. С Пикассо у Оливье завязался роман. Художник написал более 60 картин, Оливье — в самых разных образах, даже в деформированном кубизме. После завершения истории любви Оливье будет стараться опубликовать воспоминания о Пикассо, а он — платить ей, чтобы избежать скандала. Мемуары вышли в свет лишь после смерти обоих.