Павел Гуляев
«Только создание чего-то относительно вечного может позволить нам оставить свой след на этой чудесной планете»
Павел, как вы выбрали путь скульптора?
Увлёкся скульптурой ещё в детстве. Когда в художественной школе занимался графикой и живописью, мне постоянно хотелось полепить из глины или пластилина, но не было такой возможности, поэтому лепил дома после уроков. При поступлении в училище меня звали именно на живопись, преподаватели считали, что к этому есть способности. Но я пошёл на отделение керамики, так как это было ближе к лепке. И только обучение в МГХПУ им. Строганова позволило мне полноценно заняться скульптурной пластикой.
Вы один из авторов Аллеи Героев Советского Союза в Химках. Почему для вас этот проект оказался важным?
Выполнение бюстов на Аллею Героев Советского Союза — очень важный для меня проект по ряду причин. Во-первых, это большая ответственность и причастность к чему-то важному. Во-вторых, это дань моим дедам, которые геройски сражались и вернулись домой. Один из дедов спасал людей из блокадного Ленинграда, перевозил по замёрзшей Ладоге под бомбёжками детей и возил продовольствие. Чудом остался жив и дошёл до Берлина.
Вы создали экологическую инсталляцию «Медвежий дух» в Олимпийской деревне в Сочи. Как вы над ней работали?
Инсталляция «Медвежий дух» тоже значимый для меня проект. Он был рекламный и носил некоммерческий характер. Кстати, инсталляция осталась в Сочи как подарок. Это медведь больше двух метров, покрытый зелёным самшитом. Он сидел вертикально, и в его латы можно было вставить нужные объекты. Это могли быть как цветы, так и кубки или что-то ещё.
Вы участвовали в 40 международных и всероссийских выставках и симпозиумах. Почему это вызывает интерес?
Участие в выставках и симпозиумах проходило спонтанно. Это в основном относится к тому периоду, когда студенческая жизнь захлёстывает и наполняет всё вокруг смыслом. Творческая тусовка — неотъемлемая часть жизни любого художника. Это самые счастливые мои годы! И теперь, когда удаётся провести какую-нибудь выставку, словно машина времени переносит меня в те волшебные дни.
Вы участвовали и в выставках под открытым небом «ART-Поле» и «ART-Поле Технолоджи». В чём их особенность?
Такие проекты позволили посмотреть на свои творческие работы в формате большого открытого пространства. Благодаря этому опыту удалось понять, какие задачи ставить при выполнении больших проектов и что важно при восприятии в другой среде. Открытое пространство диктует новые задачи. Они оказались более сложными и ещё более интересными для меня.
Наверняка удаётся знакомиться с другими авторами. Чему вы учитесь у своих коллег?
Абсолютно точно подмечено! Общение с другими творческими людьми: поэтами, художниками, актёрами и музыкантами не только важно — это просто необходимо для развития художника-скульптора. Общаясь с коллегами, я получаю определённый опыт, который во время обучения был просто незаменим. В университете учились ребята из разных городов и были носителями разных скульптурных школ, что позволило нам обмениваться опытом.
Вы сотрудничаете с галеристами. С кем сложилось плодотворное взаимодействие?
Сотрудничество с галеристами носило не всегда однозначный характер. Но положительные эмоции и тёплое отношение к моему творчеству я ощутил в общении с Айдан Салаховой. Она включила мои работы в проект «АРТ-Поле» хотя уже был сформирован штат художников и напечатаны буклеты. Тем не менее, её заинтересовал мой проект и оказана полная техническая поддержка при перевозе и монтаже. Это был тёплый и радушный приём в другую творческую тусовку.
У вас немало научных публикаций, например, об изобразительном искусстве современности. Что для вас значит научная деятельность?
Научная деятельность — это скорее важная необходимость. На мой взгляд, искусство и наука должны идти рука об руку. Яркий пример — Леонардо да Винчи. В начале творческого пути мне было непонятно, почему мы ограничились постмодерном и не стремимся найти какие-то новые направления в современном искусстве. И уже в 2002 году я сформировал и научно обосновал такое направление, как «художественный алармизм». Это направление позволило определить и объединить творческих людей, обеспокоенных проблемами окружающей среды. А также тех, кого беспокоят морально-этические вопросы и их пропаганда художественными средствами.
С 31 января по 17 февраля 2024 года в выставочном зале ОМС прошла выставка «Экоалармизм. Образы и смыслы». В проекте приняли участие Наталья Синёва, Екатерина Яковлева, Евгений Гоманов и Павел Гуляев — художники разных техник и жанров, но объединённые общей идеей. Основная задача экоалармизма заключается в проявлении нравственных позиций посредством творческого акта. Раскрытие душевных сопереживаний проблемам как глобального масштаба, так и частного характера является основным критерием в формировании данного направления в искусстве. Экоалармизм основан на подлинном ощущении самой важной части чувственного восприятия — искренности, душевного порыва и уверенной нравственной позиции в стремлении изменить мир к лучшему. Образы растений, животных, человека и всей экосистемы нашей планеты позволяют раскрыть и донести до зрителя идею, которая, как мелодия, складывается из правильного подбора нот. Это художественное направление, которое воздействует на зрителя, призывая его хоть немного осмотреться. Понять, в каком мире он существует, решить для себя, к какому качеству жизни он стремится и, возможно, противопоставить разрушительному прогрессу созидательные духовно-нравственные основы бытия. https: www. oms. runewsvystavka-ekoalarmizm-obrazy-i-smysly.
Также вместе со студентами я показываю в университетском пространстве свои работы. Они выполнены в разной технике, из разных материалов, но объединены общей идеей экоалармизма.
Талантливый человек талантлив во всём. Чем вы занимаетесь в свободное время?
Считаю себя скорее увлекающимся человеком, нежели талантливым. Очень быстро втягиваюсь в любой интересный проект. Люблю играть в шахматы, но и не против активных спортивных игр. Ко всему стараюсь подходить творчески.
Что для вас значит скульптура? Каким должен быть скульптор, чтобы создавать действительно удивительные и удивляющие работы?
В моём понимании скульптура — это то, что не подвержено влиянию времени. Это и подкупает. Когда смотришь, например, на египетского сфинкса, перед глазами пролетает бесконечность. Никто из нас не вечен, и только создание чего-то относительно вечного может позволить нам оставить свой отпечаток на этой чудесной планете.
Галерея