«Я пришла в иллюстрацию на пороге тридцатилетия и до этого была полностью уверена, что на картинках не заработать, а хобби должно остаться таковым»


Евгения, недавно у вас вышла книга о векторной иллюстрации. Какой вы её задумывали и какой она получилась в итоге?

Если честно, такую книгу я не задумывала вовсе, пока мне не предложила её написать редактор из издательства «Бомбора». Сразу же мы определили, что книга должна не только быть практической, с подробными и интересными уроками, но и давать представление о профессии векторного иллюстратора в целом. Именно такой она и получилась!

Я дала теорию и практику. Рассказала о том, как происходит процесс создания иллюстрации от идеи до конечной отрисовки, какие бывают стили, чем вектор выгодно отличается от растра, и поделилась своими лайфхаками по работе с заказчиками. Рассмотрела несколько векторных приложений для iPad: Adobe Illustrator и его бесплатный аналог Vectornator. Сделала это для того, чтобы читатели могли выбрать для себя наиболее удобный вариант. Думаю, она получилась такой, какой я её хотела видеть, и именно такой, которой мне не хватало, когда я начинала погружаться в мир векторной иллюстрации.

Наверняка есть ещё темы, о которых вы бы хотели написать. Планируете ещё книгу?

На данный момент конкретных планов нет. Витают идеи о книге по милым персонажам, но пока это только идеи.

Из ваших учеников в онлайн-школе кто больше заинтересован в получении знаний — дети или взрослые?

У меня в основном учатся взрослые, которые хотят быстро освоить новые навыки. Многие приходят совсем без знаний в рисунке и к концу курса, конечно, очень радуются результатам. А я радуюсь, что они становятся на шаг ближе к мечте сделать рисование профессией. Некоторые ученики уже во время обучения берут первые заказы, и я с удовольствием им помогаю, консультирую. Насчёт программы для детей я пока и не задумывалась, если честно. Там есть свои особенности в процессе, которые необходимо учитывать.

Насколько сложно преподавать иллюстрацию дистанционно? Как вы выстраиваете обучение?

Сейчас уже не только иллюстрации учат дистанционно, поэтому особых сложностей нет. Наоборот, такой формат позволяет ученику выстроить процесс с учётом его возможностей и в удобное для него время.

Уроки я записываю в видеоформате и размещаю на удобной обучающей платформе вместе с дополнительными материалами, которые могут потребоваться при прохождении курса. Доступ к этим урокам остаётся у ученика навсегда, чтобы была возможность вернуться и пересмотреть какое-то занятие при необходимости, по себе знаю, как это важно.

Для тех ребят, кому требуются дополнительные консультации и разбор домашних работ, я создаю чаты участников. Все работы проверяю индивидуально. Стараюсь делать такие разборы подробными, на примерах показываю, как улучшить иллюстрацию и объяснить, почему это работает именно так.

На мой взгляд, в таком формате ученик выносит максимум пользы из курса. Наставник всегда поможет найти систематические ошибки и устранить их, поддержит и укажет на сильные стороны ученика, которые он может использовать в своей работе, потому что очень часто начинающие иллюстраторы совсем не знают, куда им бежать, что рисовать и где продавать.

Почему у вас появилось желание делиться знаниями, опытом и чему хотите научить в первую очередь?

Желание обусловлено опытом. Я пришла в иллюстрацию на пороге тридцатилетия и до этого была полностью уверена, что на картинках не заработать, а хобби должно остаться таковым. Именно поэтому мне хочется на своём примере показать, что в любом возрасте можно начать делать то, что нравится, и дать ученикам базу без лишней воды, с которой они могут уже начать работать.

Я помню, когда училась параллельно в университете и колледже, очень чётко поняла разницу между образованием теоретическим и практическим. В теории не всегда понятно, как эти знания работают в жизни. Например, за шесть лет университета нам пилы показали один раз, а уж сушилку для леса практически никто так и не увидел. В колледже, где преподавали конкретную профессию дизайнера одежды, мы не только рисовали красивые платья, но и отшивали их самостоятельно в мастерских. Тот же принцип я стараюсь применять и в своих образовательных проектах. Давать знания и показывать на конкретном примере, как их применить в жизни.

При этом я знаю, что у вас профильного образования нет, вы всё изучали самостоятельно. Почему так получилось?

Выбор первого высшего образования пал на серьёзную профессию — инженер-технолог по деревообработке. Думаю, для многих, кто рос в двухтысячных, это знакомая ситуация. Творческие профессии редко воспринимались всерьёз. И меня очень радует, что этот стереотип меняется, и всё больше ребят без сопротивления родителей идут учиться туда, куда им хочется.

И всё-таки, пусть окольными путями, но вы пришли к рисованию. С чего начался серьёзный путь художника?

Наверное, с того, что я сама себе призналась в желании именно рисовать. До этого постоянно пыталась придать творчеству какую-то более «серьёзную» приставку, например, дизайнера, декоратора, бизнесвумен. В целом в моём окружении бытовало мнение, что лучше госслужбы работы не сыскать, поэтому было достаточно сложно решиться и сказать, что я теперь свободный художник. И потом уже начала брать заказы, переехала в другой город и устроилась в офис в качестве иллюстратора-дизайнера.

Вы создали немало оригинальных проектов. Расскажите, пожалуйста, о них.

Да, действительно, было много интересных заказов. Например, однажды я рисовала серию иллюстраций для этикеток газировки. Было очень волнительно и интересно. И где-то в Норильске до сих пор продается эта газировка. Недавно предприниматели обращались ко мне снова с предложением продолжить проект, но я, к сожалению, была занята другими задачами.

Есть два проекта по дизайну персонажей для мультфильмов, которые запали мне в душу. Первый случился буквально спустя полгода после того, как я ушла с основной работы и отправилась в свободное плавание. Это был мультсериал про котов, путешественников в космосе. Мне пришлось быстро учиться работать в After Effects, чтобы подготавливать персонажей для анимации.

Ещё для одного мультика я рисовала уже не только персонажей, но и фоны. И это был социальный ролик для Пакистана, где показывали, как важна медицинская помощь. Мне прислали море референсов. Я достаточно долго изучала различную национальную одежду, а для мамы детишек пришлось отрисовать три или четыре варианта покрывания головы. Очень атмосферный и интересный проект.

Иногда вы создаете серии работ. Как они рождаются?

Как правило, когда начинаю, то уже точно знаю, что буду рисовать. Идеи черпаю из повседневной жизни. Именно поэтому обожаю ходить по магазинам, галереям, гулять по городу или музеям. Столько всего не нарисованного вокруг! И всегда держу наготове телефон и заметки, чтобы не забыть, что я там напридумывала.

Например, пью кофе в кофейне, и мне приносят шикарный круассан с ягодами и кремом. Что надо сделать? Правильно, сфотографировать и сделать из него потом персонажа. Одному круассану скучно, поэтому в компанию ему можно нарисовать другие сладости. И вот таким незатейливым способом получается серия иллюстраций.

Есть мнение, что у художников, иллюстраторов должна быть безграничная фантазия. Так ли это на самом деле?

Мне сложно сказать, если честно, потому что по моему опыту фантазия и умение генерировать идеи — это такие же навыки, как водить машину. Сначала сложно, непонятно, с чего начинать, куда бежать и за что хвататься, а со временем выстраиваются определённые цепочки размышлений и, хоп-хоп, уже всё придумалось.

Думаю, ещё один важный навык, который часто путают с фантазией, — это умение работать с референсами. Почему-то это воспринимается так, что ты должен взять и на 100% перерисовать какую-то картинку. Но если присмотреться к работам, например, мастеров фэнтэзи, то вы увидите, что там ничего не придумано с нуля! Доспехи средневековые, монстры на базе каких-то известных земных животных и так далее.

Вы подпитываетесь идеями и у других мастеров. Часто ли бываете в художественных музеях в России и за границей?

Постоянно! Серьёзно, обожаю музеи и не только художественные. В последний раз была в музее современного искусства в Бангкоке. И меня буквально поражает тайская школа живописи. Зачастую бывает сложно понять, написано это кистью или нарисовано в Photoshop и распечатано, так как совершенно не видно мазков, переходы все невероятно плавные, и часто даже современное искусство очень реалистично.

В России обожаю все наши музеи, одна только коллекция импрессионистов и постимпрессионистов чего стоит! Отдельно хочу сделать акцент на музеях народных и краеведческих. Очень много интересных решений в цвете, орнаменте, стилизации можно найти в вышивке, резьбе и росписи. Обычно такие места обходят стороной, считая неинтересными. Абсолютно зря!

В своё время вы уступили родителям и потому пришли в профессию довольно поздно. Как они сейчас относятся к тому, чем вы занимаетесь? Возникают ли у вас споры на темы, так или иначе связанные с искусством?

По итогу все смирились с моим выбором. Думаю, просто потому, что я в целом перестала обсуждать этот вопрос.

Поделитесь, пожалуйста, с читателями, как достигать желаемого во что бы то ни стало.

На мой взгляд, важно собственное решение и чёткое понимание, зачем тебе это надо. Именно в таком случае, даже когда становиться тяжело, а тяжело бывает и в самой любимой профессии, то всё равно нет желания сдаться. Ещё, конечно, важно реалистично смотреть на вещи. У некоторых ребят, особенно у тех, кто не рисует, есть представление, что иллюстрация — это что-то очень простое. А ещё, если во фрилансеры уйти, то будешь себе лежать на пляже с iPad, попивать коктейльчик, рисовать максимум пару часов в день и получать очень много денег. Так вот, всё практически с точностью наоборот. В первые месяцы работы на фрилансе я рисовала примерно по десять часов в день. И только спустя примерно год работы могла позволить себе сократить рабочий день до шести часов. Поэтому не стоит строить планы, основываясь на красивых образах из соцсетей.


Биография

Евгения Лисицына пришла в иллюстрацию только ближе к 30 годам. Несмотря на то, что девушка с детства много времени посвящала рисованию, ходила на дополнительные занятия по рисунку и керамике, рисовала стенгазеты и комиксы, художественное образование так и не случилось. Желание поступать на преподавателя изо не было одобрено родителями.

«Думаю, для многих, кто рос в 2000-х, это знакомая ситуация. Любая творческая профессия воспринималась как баловство. Бытовали убеждения, что художником надо родиться, и если что-то не получается с первого раза, значит, нет таланта. Да и вообще художники ничего не зарабатывают, голодные и странные. В почёте были юристы, инженеры и врачи. В общем, серьёзные профессии. Именно такую я и пошла получать — инженер-технолог по деревообработке, выторговав себе специализацию «дизайнер». Параллельно проходила разные дизайнерские курсы, потом даже поступила в колледж на дизайнера одежды, совмещая две полноценные учёбы» — говорит Евгения.

После учёбы она с переменным успехом меняла госслужбу и серьёзные офисы на дизайнерские работы и обратно.

«И вот мне 29, я снова в офисе, перекладываю бумажки и буквально не хочу просыпаться и идти на работу. И как быть? Как взять и распрощаться с такими знакомыми и понятными убеждениями, что работа должна быть с карьерой, трудовой книжкой, офисом и званием? Как перестать поддаваться давлению родственников и социума? Как вообще понять, чем же я действительно хочу заниматься? Не поверите, но мне помогло разобраться в себе обучение в бизнес-школе. Там на одном из первых занятий надо было ответить на вопрос: «Чем бы вы занимались, даже если бы вам за это не платили?». Мой ответ был готов за долю секунды: «Я бы рисовала!», — признается Евгения.

Евгения и так рисовала — то открытки на работу, то дипломы, то портреты друзьям, то гитару расписывала. Бесплатно. После честного ответа самой себе Евгения сначала выполняла мелкие заказы для друзей и знакомых (логотипы, стикеры, открытки), потом начала выкладывать свои работы на профильные сайты, получила первые заказы, параллельно изучала графические редакторы, вспоминала анатомию, рисунок и живопись.

Поскольку Евгения всегда обожала мультфильмы, решила заниматься именно персонажами. Так появилась первая официальная работа иллюстратора-дизайнера на производстве сувениров, а потом трудилась около пяти лет на стоковой студии. Кроме этого, брала проекты на фрилансе: рисовала персонажей для мультфильмов, книг, игр и много чего ещё.

Сейчас в основном сосредоточена на своих проектах: недавно в издательстве «Бомбора» вышла книга о векторной иллюстрации на Ipad, а в онлайн-школе — Евгении новый курс по дизайну персонажей, где художник обучает рисованию в векторе с нуля. Кроме этого, Евгения ведёт блоги в соцсетях и на Youtube.


Галерея

Добавить комментарий