Иван Савенков

«Чтобы сделать действительно что-то сложное и важное, нужно упорно идти до конца, особенно в скульптуре»


Иван, вы родились в семье художников. Расскажите о ваших близких.

Мой отец — скульптор, родом из Копейска (Челябинская область), член МСХ. Окончил художественно-графический факультет, после 10 лет преподавал в институте. Сейчас работает в мастерской в Творческих студиях скульпторов во Владыкино.

Мама родилась в Невьянске (Свердловская область). Профессор, член-корреспондент Российской академии образования. Всю жизнь проработала в Институте художественного образования при Российской академии образования (ИХО РАО) сначала сотрудником, потом получила повышение до заместителя директора института и была главным научным сотрудником. Разрабатывает и внедряет программы по интегрированному полихудожественному образованию для детей дошкольного и школьного возраста.

Вы живописи предпочли скульптуру. Почему так?

Такой выбор никогда не стоял. У восьмилетнего меня отец спросил: «Хочешь быть как я?», секунду подумав, ответил: «Да». С того момента моя жизнь полностью изменилась. Меня стали готовить к поступлению в художественный лицей, который до меня окончил брат Илья (тоже, кстати, факультет скульптуры).

Детство закончилось, началась работа. Каждодневный рисунок, лепка, живопись, наброски. В 10 лет я уже учился в лицее.

Вы окончили МАХЛРАХ, МГАХИ И ИХОРАО. Для вас большое значение имело, где именно учиться?

Эти лицей, институт и аспирантура — лучшие учебные заведения академического типа. Там дают объёмное полноценное образование и связи в сфере искусства и ремесла на всю жизнь. Выбор именно этих учебных заведений имел для меня большое значение.

Чем запомнились студенческие годы? Кто из педагогов оказал наибольшее влияние на ваше творчество?

Это были ярчайшие годы получения опыта и знакомств, работа с педагогами и натурой. Ведущим преподавателем скульптуры у меня был Михаил Владимирович Переяславец.

Николай Владимирович Колупаев, преподаватель рисунка, на меня повлиял больше всех в институте. Он научил меня рисовать, правильно смотреть, структурировал все полученные знания в единую систему, благодаря которой я продуктивно работаю.

Десять лет вы состоите в Московском союзе художников. Что происходило за это время в Союзе? Какие произошли преобразования?

Союз за 10 лет обновился как художниками, так и руководством. Современные технологии, например, социальные сети, очень облегчают жизнь членов Союза. Проведение множества выставок и мероприятий, оповещение об их проведении, приглашения к участию, обновление сайта с художниками — всё это происходит онлайн, в свободном доступе.

Открылись новые площадки для выставок, созданы различные творческие группы по работе с бронзой, камнем, керамикой.

Союз живёт бурными процессами, которые показывают его необходимость и пользу для большого сообщества творческих людей Москвы.

Вы многократный чемпион мира по резьбе скульптуры из песка и льда. А как пришли к этому направлению? Чем оно для вас интересно?

Случайно оказался в таком виде искусства. 12 лет сезонно занимаюсь песочной и ледяной скульптурой. Однажды меня пригласил однокурсник Сергей Кныш помочь доделать работу из песка в установленный срок. Было непросто, но я справился, и дальше всё стремительно закрутилось. Я сделал много разных скульптур и побывал во многих странах.

Привлекает романтика симпозиумов, работа на свежем воздухе в отличных коллективах отечественных и зарубежных художников, а ещё возможность делать монументальные работы. И, конечно, реакции зрителей, которые всегда благодарят за удивительные эмоции.

Расскажите о самих чемпионатах. Как они проходят? Какие задачи ставятся перед конкурсантами?

Конкурсы проходят в разных странах, а порядок проведения везде примерно одинаков. Меняются только сроки и локации.

Обычно на выполнение даётся неделя, так как материал относительно мягкий работы делаются в ускоренном режиме. Чем больше опыта у автора, тем интереснее и сложнее скульптуры. В некоторых конкурсах песок в формы набивает сам художник, в других формы набивают рабочие. Это очень тяжёлый процесс, приходится много копать, таскать и грузить песок и формы. После набивки начинается высекание или вырезание скульптуры из песка.

Со льдом принцип немного другой. Выдаётся 10‒20 блоков льда. Один блок весит 100 кг. Художники работают в паре и должны сами сложить конструкции из этих блоков 3-4 метра в высоту. Работа тяжёлая и быстрая. Чем быстрее сложишь, тем больше времени останется на вырезание самой скульптуры.

После скульптуры оценивает жюри по таким параметрам, как соответствие идее конкурса, размеры скульптуры, вау-эффект скульптуры (опасность), красота форм, анатомия, выразительность, детализация и т. д.

В конце соревнования проходят награждения участников, победителей, фуршеты, экскурсии.

Расскажите о работах, которые вы создавали в рамках конкурсов. Есть ли среди них любимые?

Своё первое место по вырезанию скульптуры из песка я получил в Москве. Скульптура была посвящена Иоганну Себастьяну Баху. Было крайне приятно победить всех своих коллег, даже тех, у кого опыт был гораздо больше моего. Непередаваемые эмоции! Ещё запомнилось первое место в Финляндии, в городе Тампере. Там была тема «Озеро» и я вырезал девушку, сидящую в воде, у которой макушка торчит из воды. Мне удалось интересно решить воду и девушку в контррельефе. В Швейцарии, в городе Роршахе, на берегу озера мы вырезали скульптуру, стоя на изумрудном газоне, которому 300 лет, в окружении снежных гор в августе. Запоминающиеся моменты жизни, которые стали возможны благодаря этому необычному виду искусства.

А сколько времени требуется на создание таких скульптур?

От 5 до 14 дней на одну скульптуру.

При этом нужны специальная экипировка и инструменты. Что используете?

Лопата — основной инструмент и много-много разных мастихинов, петелек, ложечек, шпателей и т. д. Это для песка. Для льда много разных стамесок: фигурные, плоские, зубчатые.

Участников на чемпионатах, конечно, много, и все лучшие. Обменивались ли опытом с соперниками? Чему научились и чему научили?

Иностранцы учатся у нас академической трактовке человеческого тела и вообще построению живых существ. Мы учимся у них разнообразным эффектам, новым фактурам, необычным решениям в материале.

Такие скульптуры всегда хочется не только сфотографировать, но и потрогать. Бывало, что их ломали, портили?

Всякое бывает. И ломают, и восхищаются. Сколько людей, столько и реакций. Но главное, что никто не остаётся равнодушным.

Вы организатор и участник создания скульптурных композиций для архитектурной Венецианской биенале 2016 года (Русский павильон). Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.

Это было грандиозно! Необходимо было создать за два месяца более 20 скульптур из пластика, гипса и пенопласта. С моим другом Георгием Браговским мы организовали производство. Собрали большую команду из 20 коллег-скульпторов. Разделились на команды по 10 человек. Каждый из ребят делал свою скульптуру. Мы с Георгием осуществляли художественный надзор, организацию материалов, взяли на себя решение каждодневных вопросов и задач. Результат был потрясающий. Скульптурная составляющая Русского павильона произвела фурор. Наш павильон занял первое место на этой архитектурной биеннале.

Вы оформляли инсталляцию для музея Андрея Вознесенского в Москве. Как относитесь к творчеству этого поэта? Вдохновлялись ли вы им при создании работы?

Проект для музея Вознесенского создавался в команде с Георгием Браговским и Иваном Луниным. Сделали интерактивную инсталляцию на стихи Андрея Вознесенского. Мы, несомненно, вдохновлялись его поэзией, придумывали яркие минималистичные образы на его объёмные стихи, встречались с его друзьями и родственниками, которые делились воспоминаниями о нём и его творчестве. Это был действительно творческий проект, где нам дали свободу в выборе материала, в трактовках форм и утрирований. Это прекрасно, когда художнику дают волю выражения. Когда заказчик внедряется слишком глубоко в процесс, не обладая знаниями и опытом, он способен испортить поистине прекрасные идеи.

Также вы создали барельеф на тему картин Иеронима Босха для Музея фламандских примитивистов в Брюгге. Когда вы познакомились с творчеством художника, Какое впечатление оно на вас произвело?

Этот проект стал одним из самых интересных в моей жизни. Это было моё личное преодоление, проверка себя на прочность и уровень знаний. Я полюбил Босха особой любовью и город Брюгге в частности. Атмосфера города погрузила меня в Средневековье с его образами и стилем жизни, музыкой, искусством и философией. Я выполнил семиметровый горельеф из гипсовой штукатурки за 30 дней, работая по восемь часов в день. Это было непросто, но оттого ещё приятнее знать, что справился и участвовал в этом грандиозном проекте, а моя большая работа украшает стену в музее Брюгге.

Чтобы добиться таких результатов в профессии, как у вас, нужно немало трудиться. А что ещё нужно, чтобы быть прекрасным мастером? Талант?

Талант, конечно, важен, но на первом месте всё же дисциплина, ценность времени, цель и упорство. Упорство нужно воспитывать. Чтобы сделать действительно что-то сложное и важное, нужно идти до конца, особенно в скульптуре.


Галерея