Тагир Субханкулов

0

«Вдохновение — самое главное условие для создания произведения»


Тагир, вы родились в деревне Еремеево под Уфой. Каким образом ваша родина повлияла на творчество?

Просторы, округлые холмы вокруг деревни, поросшие травой, пасущиеся на них стада — конечно, этот пейзаж формировал представление о гармоничности окружающего мира. Моя мама неплохо рисовала национальные татарские цветочные и геометрические узоры для вышивания. Года в четыре родители дали мне в руки пластилин, и дальше я сам лепил себе игрушки. Так началось моё приобщение к созданию форм. В четвёртом классе наша учительница, отметив мою тягу к рисованию, отправила мою работу акварелью «Осень» в открывающуюся в Уфе художественную школу-интернат. Я сдал экзамены. Меня приняли.

Первые шаги в творчестве вы делали в художественной школе-интернате. Как проходило обучение?

В интернате я с особым увлечением занимался лепкой. Школа была новая, молодой коллектив. Преподаватели творчески, с огоньком подходили к процессу обучения, основываясь на классических традициях. Немало времени уделяли и современным направлениям в искусстве. Я мог делать работы в стиле Матисса, Пикассо, и это не возбранялось.

Школа носит имя Касима Давлеткильдеева. Что вы знаете об этом художнике и нравятся ли вам его работы?

Я был рад, когда узнал, что моей alma mater присвоено имя Касима Давлеткильдеева, ведь он, как и я, выходец из приуральской деревни. Мне близки его акварельные пейзажи, на которых до боли знакомые ландшафты Приуралья: холмы, леса, реки.

Помните ли вы свою самую первую работу?

Лет в двенадцать, будучи в родных местах на каникулах и гуляя возле реки, я нашёл небольшую глыбу известняка. И сразу в воображении появился образ: это лев! Специального инструмента у меня ещё не было. Взял у родителей зубило и молоток, увлечённо трудился несколько дней, так и появилась моя первая скульптура в материале. Это определило мои дальнейшие планы: стать скульптором.

Позднее вы окончили художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института. Каким вы были студентом?

Учиться мне было легко благодаря основательной базе, полученной в художественной школе. На четвёртом курсе даже хотел усложнить обучение и перейти в Суриковский художественный институт. Знакомый скульптор Николай Сергеевич Любимов привёл ко мне в общежитие своего приятеля — самого Льва Ефимовича Кербеля, преподавателя суриковского. Но, посмотрев мои работы, Кербель сказал: «Ты уже готовый скульптор. Могу взять на свой курс, но ты потеряешь год-два. Заканчивай здесь». Я так и сделал.

Скульптуры вы создаёте из бронзы, дерева, камня и керамики. Почему с ними работать интересно?

В своём творчестве я стараюсь подобрать материал с учётом темы, сложности исполнения и моего внутреннего в данный момент предпочтения. Например, для выражения гармоничности женской фигуры я использовал и передающую пластичность бронзу, и холодный мрамор, и тёплое дерево, и декоративность керамики. Это позволяет по-разному осмыслить скульптуру.

Вы член Союза художников России, Объединения московских скульпторов. Что это вам даёт?

В Союз я вступил в 1984 году, будучи уже несколько лет членом Молодёжной секции и уже активно участвуя в выставках, практикуясь в качестве исполнителя у именитых скульпторов: Любимова, Думаняна, Кербеля, Кирюхина. Думанян, Бродский, Кирюхин потом рекомендовали меня для вступления в Союз художников.

Союз художников даёт нам, скульпторам, не только мастерские для работы, но и ощущение творческой среды, возможность выставляться многократно в течение года в самых различных залах и с самой широкой тематикой, иметь обратную связь со зрителем, видеть его реакцию. Я полагаю, что своим активным участием в выставочной деятельности Союза на протяжении почти четырех десятилетий я в немалой степени поддержал профессиональный вес содружества художников.

Также вы член международной организации художников «Солнечный квадрат» и творческого союза художников «Рассам». Расскажите, пожалуйста, о них.

Творческий союз «Солнечный квадрат» в этом году отмечает своё 30-летие. У него активная выставочная деятельность не только в России, но и за рубежом. Готовится к печати интересный каталог. В «Солнечный квадрат» входят художники самых разных направлений, и тем он и интересен.

«Рассам» в переводе с татарского — «художник». Союз и создан татарскими художниками, живущими в Москве. Его выставки проходили в самых разных и очень интересных местах: в мэрии Москвы, посольствах зарубежных государств, в разных выставочных залах, городах. Такие объединения дают возможность не только широкой географии экспозиционной деятельности, но и продажи своих произведений.

Вы участвовали в сотне персональных и коллективных выставках в нашей стране и за границей. Где выставляться ответственнее и интереснее?

Большой опыт выставочной деятельности позволяет мне сделать вывод: интересно выставляться везде, интересна реакция разных людей, но, кроме того, важна и материальная сторона (возможность продажи). Мои работы всегда, как мне кажется, лучше понимаются, ценятся на родине, людьми со схожим менталитетом. Конечно, иностранцы с удовольствием приглашали на выставки, экспонировали и приобретали мои труды, ведь темы работ вечные, общепонятные. Коллекционеры и покупатели разные, у каждого своя цель: любовь к искусству, вложение средств, желание просто украсить свой быт. Купленные за границей — от Англии до Люксембурга — работы, как правило, уходят в небытие. Ты теряешь следы своих «детей» безвозвратно.

Какие выставки для вас оказались точкой роста?

Точки роста для меня — редкие персональные выставки. Когда смонтируешь экспозицию из разноплановых работ, выполненных за разные периоды, сразу видишь, куда двигаться дальше. А групповые выставки помогают взглянуть на себя со стороны, увидеть своё место среди коллег, понять общие тенденции развития скульптуры.

Знакомясь с вашими работами, на что в первую очередь обращают внимание зрители?

Я заметил, что, приходя в мастерскую или на выставку, один и тот же человек может одновременно отметить мои работы, выполненные в совершенно разной манере. Например, похвалить абстрактный «Цветок», реалистический «Покой» и философско-символистического «Мыслителя». Видимо, все мои работы объединяет индивидуальный стиль, импонирующий зрителю. В чём он, судить не мне.

Ваши работы не раз приобретали ведущие музеи России. Где можно их увидеть?

Мои работы числятся в каталогах Третьяковской галереи, Уфимского музея изобразительных искусств им. М. В. Нестерова, музея национального культурного центра «Казань», Рязанского государственного областного художественного музея им. И. П. Пожалостина, Ярославского художественного музея, фонда Марджани.

В каталоге и экспозиции Третьяковки мои работы появились очень давно, мне было лет 35. Конечно, потом, бывая в Новой Третьяковке, я обязательно заходил в зал, где можно увидеть работу. Даже неоднократно получал поздравления от соплеменников, посетивших там раздел современного искусства и увидевших моё произведение.

Вы не раз были за рубежом на симпозиумах. Какие впечатления у вас оставляют эти мероприятия?

Симпозиум — отличная возможность знакомства с новой страной, людьми и местным искусством. Он позволяет и себя показать, и поддержать престиж родины, сделав достойную работу. Особенно запомнились симпозиумы в экваториальной Африке (Габон) в силу окружающей экзотической среды, в Люксембурге, где имели возможность оттуда попутешествовать по Европе, в Швеции, где понравились гостеприимство организаторов и полная творческая свобода.

В каких городах России установлены ваши монументальные работы?

Среди работ, установленных в разных городах, есть и симпозиумные, и заказные. В Казани мне заказали фонтан у Национального культурного центра. Сложность задачи была в том, что надо было отразить национальную тематику, основанную на татарской легенде, поэзию сказки, тему воды (фонтан расположен на берегу Волги). Я постарался всё это воплотить в плавных текучих формах скульптуры.

В Уфе на одной из популярных пешеходных зон — улице Ленина — стоит скульптура «Мать и дитя», выполненная во время симпозиума. Она на близкую и понятную каждому тему.

В Раифском православном монастыре в Татарстане установлены мои солнечные часы.

В Лианозово, одном из районов Москвы, рядом с музеем Славянской культуры им. К. Васильева стоит «Птица Сирин» из известняка — образ из русских духовных стихов (женщина-птица, зачаровывающая людей своим пением).

В Москве в «Музеоне» находятся несколько работ в камне, созданные на симпозиумах, проведённых там же. Ещё там стоит большая фигура советского солдата (выколотка, медь).

Есть у вас самые любимые работы?

Любимая работа это та, над которой трудишься сейчас.

Считается, что художники учатся всю жизнь. Можно ли также сказать про скульпторов?

Безусловно. Учимся всю жизнь. По-другому истинного художника не может быть.

А вдохновение? Оно нужно, чтобы создать что-то стоящее?

Вдохновение — самое главное условие для создания произведения. Даже к простым заказным работам можно подойти творчески. И тогда дело пойдёт!


Биография

Тагир Субханкулов принадлежит к когорте талантливых скульпторов, заслуживших признание ценителей современного искусства. В основе творчества скульптора особое, на грани музыкального, ощущение пластических форм, высокопрофессиональная техника и подчёркнуто индивидуальное видение мира.

Тагир родился в 1954 году в деревне Еремеево Чишминского района под городом Уфа. Учился в художественной школе-интернате (РСХШИ, г. Уфа). Окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина.

Является членом Союза художников СССР с 1984 года. Член Союза художников России, Объединения московских скульпторов, международной организации художников «Солнечный квадрат», творческого союза художников «Рассам».

Участник более ста персональных и групповых выставок в России и за рубежом. Работы скульптора неоднократно приобретались ведущими музеями России: Третьяковской галереей, музеем Национального культурного центра «Казань», Башкирским государственным художественным музеем им. М. В. Нестерова, Рязанским государственным областным художественным музеем им. И. П. Пожалостина, Ярославским художественным музеем, Фондом Марджани, частными коллекционерами из Англии, Германии, Испании, Канады, США, Финляндии, Швейцарии, Люксембурга, Швеции.

Монументальные работы Тагира Субханкулова установлены во многих городах и областях России (в Москве, Казани, Уфе, Московской области, Петрозаводске, Вологде, Нефтекамске, в Рязанской области, в Раифском православном монастыре (Татарстан).

Участник многочисленных скульптурных симпозиумов в России (в Москве, Казани, Уфе, Рязани, Нефтекамске, Самаре, Стерлитамаке) и за рубежом (в Швеции, Турции, Люксембурге, Габоне, Сербии, Северном Кипре).

Мастерски владея материалом, скульптор работает в бронзе, дереве, камне, керамике.

Добавить комментарий