«Моя живопись — это часть меня»


Елена, почему вы выбрали профессию художника?

Выбора профессии как такового не было. (Улыбается.) В детстве по-настоящему мне была интересна природа. И совпали два мира: животный мир и мир художки. Благодаря маме художнице, и краски были в доме всегда, и всяческая живность. Но к девятому классу стало ясно, что ветеринарии мне не видать, т. к. в химии и прочих подобных науках была не сильна.

На художников же сразу сваливались спецпредметы, оставляя точным дисциплинам мизерную часть. И пример рисующей мамы тоже влиял, я думаю. Рисовать она меня не учила, но с детства видела её за мольбертом, красивую, в краске, с кисточками в волосах.

Вы практически выросли на Владивостокском фарфоровом заводе. Какие воспоминания из детства сохранились?

Владивосток — моя родина. Самое тёплое воспоминание — это бабушка и океан. Я влюблена в воду, моя стихия.

Мама разрабатывала образцы на фарфоровом заводе. Далее была Чукотка, Украина, Москва. Так что ребёнком мне пришлось походить по всяким студиям и кружкам. Всех помню.

Вы отучились на дизайнера интерьера, художника-оформителя. Какие знания, полученные в вузе, вам пригождаются до сих пор?

Сейчас я понимаю, что за пять лет могла бы научиться большему. Моя учёба открыла мир скульптуры и живописи. Стартовать с теми знаниями было не страшно. У меня была своя мастерская. На тот момент могла воплощать свои идеи, да и в принципе быть востребованной. Творчество было моей профессией, а не просто хобби.

Время дарит новые материалы, идеи, эксперименты. Но своим ученикам я передаю знания, которые когда-то мои преподаватели доносили нам. А без знаний законов живописи, пластической анатомии — никуда.

Позже вы руководили художественной студией «Нирвана». Кому объяснять материал проще — детям или молодёжи?

Художественная студия — это первое официальное место работы, куда я пришла через три дня после получения диплома. По задумке детей там быть не должно, т. к. студия базировалась в молодёжном клубе (15‒28 лет). Но земля полнится слухами. Ко мне вереницей потянулись дети разных возрастов. Директор пошла навстречу, разрешив организовать и детские группы.

Учеников особо не разделяю. У любящего рисовать и замотивированного человека возраст не имеет значения. Взрослым можно объяснять более сложно, глубинно. И юмор иной. А дети в силу возраста познают всё поэтапно. Там больше игры. Например, на прошлой неделе я учила детей рисовать лошадь. Именно рисовать, а не срисовывать. Не все хотели разбираться в этом, но единорогов хотели все. Как вы понимаете, это та же лошадь, только на голове красивый рог. (Смеётся.) Есть дети, которых приводят потому что надо, вклинивая рисование или лепку между китайским, бассейном, гимнастикой и ещё бог знает чем. Знаете, какая радость видеть, что ребёнок увлёкся, раскрылся! Ждёт встречи и с удовольствием рисует, а не по тому, что эстетика важна для развития.

А у взрослых моя особая радость — это когда стеснительные 45+ приходят порисовать «впервые». Неумело, неловко. Их счастливые лица, рисунки — это отдельный приз.

Вы признавались, что ваш любимый жанр — анималистика. Как пришли к тому, чтобы писать именно животных и природу?

Всегда легко делать то, что любишь. От этого не устаёшь. Мы с удовольствием думаем о любимом человеке, еде, событиях, находимся в любимых местах и т. д. Я принимаю природу в различных её проявлениях и стихиях. Природа удивительная. Животный мир — это постоянный неиссякаемый источник для вдохновения, для сюжетов и эскизов. Всё так гармонично, что хочется запечатлеть. Я люблю жизнь.

Много лет на полотнах вы отображаете внутренний мир человека. Что помогает разглядеть в каждом индивидуальность?

Люди, как часть природы, тоже прекрасны. Только не венцы, уж прям как по мне. (Смеётся.) И человеком нас делает именно внутренний мир. Поступки, мысли, образ жизни — всё это отпечатывается в глазах, в физическом. Правда, я практически не пишу мужчин, не знаю почему. Мне проще транслировать через женскую природу. Женственность — это очень красиво.

Я искренне считаю, что все девы прекрасны по-своему, именно своей индивидуальностью. Как цветы. Возраст, национальность значения не имеют. В каждом человеке внутри есть добрый родник.

Кстати, если речь идёт о портрете, так уж точно интереснее рисовать «заводские настройки», а не работу хирургов.

Как художник-график вы оформили несколько поэтических сборников. Как рождаются образы, идеи иллюстраций? Часто ли они совпадают с видением поэтов?

Поэтические сборники были давно. Честно, в 20 лет я не особо заморачивалась с совпадениями. Интернета, WhatsApp тогда не было, хотя можно было обсудить с поэтами.

Я просто зарисовывала приходящие образы. Эскизы отнесла в редакцию, и их все взяли. Уже после выхода книги была встреча поэтов, меня пригласили, поскольку мои стихи тоже туда вошли. И уже там было много слов благодарности. Приятно.

Вы занимаетесь продажей авторской живописи. А как понять, что художник талантлив? К тому же стоимость картин довольно субъективна. По каким критериям можно определить ценность работы?

Одна из постоянных тем, которую обсуждают, спорят.

Я считаю, что помимо базовых знаний важна энергетика работы. Тот посыл, который люди считывают. Можно стоять перед бесконечно красивой картиной, но как бы пустой. Произведение торкает или нет. Происходит деление на «свой/чужой». А так как в приоритетах обычно не все направления и жанры, не стоит критиковать то, что, возможно, просто чуждо.

Для меня мастерство — когда изображение, например, простого ботинка, хочется купить. Один из критериев: повесила бы я в свою комнату работу или нет. Считаю, любое вторжение в пространство должно быть на благо. Полотно точно несёт в себе больше, чем набор красок.

Что касается стоимости, можно сказать, что живопись априори не может быть дешёвой в силу своей себестоимости. Качественные материалы довольно дорого стоят. Альтернативой служит художественная печать (принты). Доступно, красиво, только «без руки художника».

Прямой связи с талантом часто я не вижу, если честно. Только ленивый не обсуждал стоимость дорогущих работ, например, художника Дэвида Хокни «Бассейн с двумя фигурами» стоимостью 90 миллионов долларов. Ради интереса найдите в Интернете, если не видели раньше. Я не к тому, что художник неталантлив, я к тому, что можно сэкономить на не менее красивых работах.

В современном мире продающий художник должен быть и мастером, и менеджером. Или делегировать второе.

Также существуют разные схемы расчёта стоимости часа. А ещё есть международное понятие работы художника относительно его уровня согласно Единого международного/российского профессионального рейтинга. Кому интересно — открытая информация в интернете. Я нахожусь в реестре с 2021 года в пятой категории — «Сложившийся профессиональный художник». Согласно рекомендациям, моя работа маслом площадью 2500 кв. см (50х50, например) должна стоить не менее 840 долларов США (т. к. это международный рейтинг, привязка к доллару). Это только работа, без материалов, доставки. Если это акварель — 540 долларов.

Арт-рынок в международных галереях ориентирован примерно на эти показатели. Я могу продать свою картину довольно дорого, могу по символической цене или периодически дарю некоторые добрым людям или добрым проектам.

Вы часто участвуете в выставках. Что получаете благодаря этому опыту?

Выставки очень люблю. Безусловная благодарность кураторам, приглашающим участвовать.

Проектов множество, участвую в любимых и когда есть возможность. За дипломами уже давно не гонюсь, их много, это второстепенно.

Для меня это погружение в мою органику. Возможность познакомиться с творчеством других людей. Для меня это как живая вода, как звон колоколов для души. Поэтому, если позволяет время, стараюсь посещать интересные площадки и в качестве зрителя. К тому же часто там можно встретить друзей и пообщаться вживую. Когда не забываю, анонсирую выставки на своей странице, чтобы все желающие могли попасть на вернисаж. Ближайшая выставка с моим участием «Уникальная Россия» будет в Гостином дворе 2 мая.

Что для вас значит искусство? И кем вы себя видите, если не художником?

Искусство для меня и есть неотъемлемая часть моей жизни. Это моё поле. Мой ресурс бездонный. Думаю, что и моя внутренняя сила может черпать энергию от моего занятия. Всё переплетено: мировоззрение, образ мыслей, приоритеты. Моя живопись — это часть меня.

Не художником видеть себя сложно, т. к. это не только умение рисовать. В моей картинке мира. (Улыбается.)

Ветеринар бы, наверное, тоже получился бы, возможно, и хирург. (Смеётся.)

Хотя последние лет пять я даже уколы не могу кому-то ставить. А школьницей всем собакам и котам легко, даже внутривенные капельницы. Сейчас возраст подкидывает сентиментальность, с которой я справиться не могу. Так что возможно, егерь. Вот точно, егерь бы из меня вышел отличный в дремучих лесах. (Смеётся.) Может, флорист. Ранее я работала в офисе, можно сказать, блестяще, но возвращаться не хочу. Я придерживаюсь своих принципов, один из них: «Делаю что хочу». Как-то так.

Благодарю вас, что погрузили в воспоминания своими вопросами. Спасибо за интервью.


Галерея