Наталья Великая
Наталья, для чего вы рисуете?
Цели каждой работы разные. Попробую рассказать про основные. Во-первых, я рисую, чтобы понять себя. За годы обучения мне открылось: то, что происходит на холсте — это отражение художника. Рисуя портреты, пейзаж или натюрморт, художник рисует всегда себя, свои состояния, мысли, чувства. Пожалуй, на данном этапе стремлюсь понять себя через лабиринт отражений в искусстве.
Кроме понимания, стараюсь нести увиденный свет: как в моей дипломной работе, показываю счастливый момент, как человек, любящий искусство, одаривает этим светом детей, и таким образом искусство продолжает жить уже в сердцах новых поколений.
Впортретах «Лиза» и «Настя» я старалась создать греющие образы, говорящие о красоте, о чём-то светлом и сокровенном.
Мои последние работы, чёрно-белые портреты «Томление» и «Фантом», — это терапия. Я стараюсь выразить тяготеющие чувства после сложного периода в жизни. Выразив их, могу с ними встретиться лицом к лицу, принять и, надеюсь, наконец, пережить.
Я думаю, что искусство — это всегда попытка любви. Даже когда художник изображает нечто страшное, он просит зрителя учиться любить и сам пытается принять мир с его неоднозначностью.
Вы художник в третьем поколении. Ваши родители, дядя и дедушка — тоже художники. Есть ли общие темы, вопросы, техники, к которым вы обращаетесь?
Да, несомненно. Родители с детства на меня влияют своим творчеством, как и дядя, дедушка больше через дядю и отца, через то, что он в них вложил. От родителей у меня любовь к реалистическому языку, от папы — интерес к рисунку, тональной живописи, от мамы — стремление к светлому по смыслу искусству, полному красоты и тепла, от дяди — тяга к мистическому и психологичному искусству.
Художнику важен свой уникальный почерк. Как можете охарактеризовать свой стиль?
Таким вопросом, на мой взгляд, вы забегаете вперёд. Мое виденье ещё не ярко выражено. Я не могу сказать, что у меня есть уникальный, свой стиль. Надеюсь, что в дальнейшем он оформится. На данный момент могу говорить о своём изобразительном языке. То, что я делаю — уклон на рисунок в живописи и в графических работах, а это исследование тона в первую очередь. Я работаю в реалистической манере. Мне близки открытия Леонардо в пластике и изображении человека в пространстве, психологичность рембрандтовских портретов и любовь к натуре Крамского. Цвет и его исследование мне не близко, потому что я более рациональна по своей натуре, с аналитическим складом мышления, а цвет — это для более эмоциональных людей. Кроме рациональности, я за душевность работ. Для меня важно, чтобы образ изображаемый, нёс смысл, душевное состояние и зерно.
Первый педагог в искусстве — ваш отец. Помните, с чего началось изучение живописи?
Помню, как в девять лет родители спросили, хочу ли я стать художником. Ответила, что да. Началась упорная работа по изучению рисунка, живописи, композиции. Летом я писала этюды и делала зарисовки с растений, домов, натюрмортов. Училась рисовать идеальный эллипс, строить пирамиду и шестигранник. В школьную пору я была обязана делать по одному этюду в день, посещать художественную школу и делать наброски. Мой папа был строгим учителем, и ошибка в миллиметр была невозможна. Отец меня учил вплоть до десятого класса. Он дал мне базу по рисунку: понимание светотени, умение точно строить, классическую штриховку. По живописи: технические приеёмы и работа с взаимосвязями, лепка формы. Наверное, самое важное, чему научил меня папа — это терпению и умению доводить дело до конца.
С седьмого класса вы учились в средней художественной школе при Академии художеств. На что ориентировались при выборе учебного заведения?
Мой папа, когда учился в академии, узнал о СХШ. Он и мама решили, что это наилучший вариант для меня, так как я сразу была нацелена на поступление в академию им. Репина. Я бы сказала, что получила от школы всё, что смогла. Могу поблагодарить СХШ за благоприятную атмосферу: вокруг были ученики, тоже занимавшиеся рисованием. Вместе интереснее развиваться, вдобавок можно было посмотреть на искусство с разных точек зрения, причем понятных, ведь это мнение сверстника. У меня до сих пор сохранились дружеские отношения с несколькими одноклассниками. Также могу сказать спасибо за большое количество часов опыта рисования натуры. Мне предоставлялась возможность рисовать и во внеурочные часы. Это очень ценно.
Сейчас вы уже оканчиваете факультет живописи в Академии художеств. Кто из педагогов внёс набольший вклад в вас как художника?
На каждом курсе у меня были открытия. В академии я училась у 12 педагогов. Могу про каждого рассказать несколько историй и связанные с ними открытия, но ограничусь тремя именами.
У Константина Вячеславовича Грачева я училась на первом курсе. Он открыл мне понятие состояния в живописи, образа, а также помог научиться видеть абстрактно.
Учиться у Владимира Александровича Могилевцева, заведующего кафедрой рисунка в академии, было моей мечтой со школы. Владимир Александрович разработал собственную систему обучения, написал несколько книг по рисунку, живописи и композиции. Учась у него три года, я начала понимать живопись старых мастеров, что такое цельное виденье, расстановка акцентов и другие важные основы. Он помог мне понять, что обучение и рисование возможны через любовь, а не только через надрыв. Часто я встречалась с преподаванием через давление. Метод Владимира Александровича, наоборот, дарит ощущение спокойствия и свободы.
Юрий Витальевич Калюта помог мне понять, как важно знать, кто ты и чего ты хочешь. Ценить себя по достоинству и верить в себя.
Ваши работы есть в фонде Академии художеств, значит, видные мастера, видят в вас и дар, и талант. А как вы сами относитесь к своим работам и кого из современных художников вы можете отнести к великим?
Я критична к своему творчеству. Ставлю для себя высокую планку и пока что не могу сказать, что хотя бы половина пути до неё пройдена. Но понимаю, что обладаю большим пластом знаний и хорошими навыками, 17 лет обучения не прошли даром. Я одна из плеяды лучших, мне есть чем гордиться. В юности всегда казалось, что моих усилий недостаточно, что я всё не могу дотянуться до того самого уровня, который меня бы удовлетворял. Сейчас понимаю, что нет предела совершенству и нужно уметь ценить само путешествие. Про великих современников не мне судить, а времени. Могу только, как гордая дочь, внести своих родителей в список великих.
Год назад вы получили золотую медаль в конкурсе лучшего быстрого рисунка от Академии художеств. В чём особенность этого конкурса?
Конкурс устраивается заведующим кафедрой рисунка Владимиром Александровичем Могилевцевым каждый год. Выставляется лучший рисунок (длительные штудии) и быстрый рисунок (наброски, зарисовки).
Этот конкурс-выставка ценен тем, что можно увидеть нынешний уровень лучших ребят в академии, посмотреть, поучиться, попробовать свои силы.
Радует, что есть отдельная номинация для быстрого рисунка. Владимир Александрович часто повторяет, что быстрый рисунок очень важен для художника, это показатель его навыка, а набросок — самостоятельное произведение искусства, а не просто тренировка руки и глаза.
Вы пишете дипломную работу о Русском музее. А сами мечтаете выставляться в известнейшем музее?
На самом деле я мечтаю нарисовать работы, которые были бы достойны висеть в музее. Важно не просто повисеть, а создать значимое произведение, которое будет трогать сердца.
Наталья, на ваш взгляд, искусство нужно смотреть и чувствовать или его возможно воспринимать разумом, анализировать?
Я считаю, что искусство можно воспринимать множеством способов. Картину можно и чувствовать, и анализировать. Например, импрессионистов можно чувствовать через их гармонию цвета, состояние, которое они передают, воздух, свет. Можно и анализировать, видеть, как они изобрели новое виденье, как научились передавать свет и пространство с помощью цвета, а не тона, что является невероятной революцией в искусстве. Можно у Репина, например, наслаждаться его передачей формы, реалистичной и одновременно очень живой, наблюдать за мазками, восторгаться чистотой цвета, техникой и анализировать его композиционные решения и расстановку акцентов. Искусство — это возможность увидеть мир любящими глазами. А уж как это происходит — через анализ или чувства — неважно. Главное, что происходит.
Когда вы пишете картины, что для вас первостепенно — передать эмоции, чувства или, например, рассказать историю?
Пожалуй, для меня первостепенны чувства, образ, состояние. Историю зритель придумает свою, для меня важно создать для него пространство, куда можно вложить своё сознание и дать место для чувств, размышления. Создать такое пространство или точку притяжения, на мой взгляд, можно только через свои чувства. Если цепляет художника, будет цеплять и зрителя.
Что нужно знать зрителю, рассматривая ваши работы?
Я не жду, что мой зритель — это человек с каким-то определённым багажом. На моё творчество откликаются самые разные люди, и меня это радует.
Сейчас вы живете в культурной столице. Влияет ли Санкт-Петербург на вас как художника?
Несомненно. Возможность посещать большие выставки, такие как ретроспектива творчества Репина или Врубеля, музеи, я в особенности люблю Русский — это всё обогащает. Например, была копийная практика от академии в Русском музее, я копировала портрет кисти Крамского и глубже открыла для себя живопись этого мастера, стала лучше понимать русское искусство и больше его любить. Выставки, особенно ретроспективные, позволяют увидеть вживую шедевры и понять, как развивался художник. Жить среди архитектуры города, особой атмосферы свободы и высокого уровня культуры — это прекрасная почва для развития и творчества.
Поделитесь с юными художниками, как найти свой стиль и быть верным ему, а не слепо копировать других?
У каждого свой рецепт. Могу только рассказать, что помогает мне. Я стараюсь быть внимательной к тому, что цепляет, вдумываться почему и углубляться. Быть открытой к новому и не ставить шор. Порой принцип французов «pourquoi pas» («почему бы и нет») открывает новые горизонты. Учиться верить своему внутреннему голосу. Или, можно выразиться иначе, научиться слышать себя, чтобы авторитеты не сбили с собственного пути. Самое, пожалуй, важное — это видеть и признавать свои сильные стороны. Часто в обучении мы концентрируемся на ошибках и зацикливаемся на них. А на самом деле именно сильные стороны — наши ключи к развитию.
Биография
Наталья Великая родилась в Костроме в 1997 году.
Художник в третьем поколении. Родители, дядя и дедушка тоже художники. Первый педагог в искусстве — отец. В Костроме Наталья окончила художественную школу с отличием. Когда училась в седьмом классе, семья переехала в Санкт-Петербург, где Наталья поступила в среднюю художественную школу при Академии художеств. За время учёбы получила золотую медаль за успехи в учёбе от Академии художеств и стипендию от завода красок «Невская палитра».
После школы поступила в Академию художеств им. Репина на факультет живописи. Работы есть в фонде Академии художеств и участвуют в её выставках: «Лучший рисунок», «Лучшая живопись», «Копирование». В 2022 году Наталья получила медаль за первое место в конкурсе лучшего быстрого рисунка от Академии художеств.
Сейчас учится на шестом курсе, пишет дипломную работу «Русский музей».
Галерея
Ошибка. Интервью с Натальей Великой, а биография Надежды Карья. Картины тоже не Натальи Великой.
Исправили)
Отличная статья, благодарю!