Алексей Дмитриев

0

«У ребят из разных стран подход разный, взгляд, методы работы, темы. Но ощущение красоты такое же»


Алексей, вашей дипломной работой стала скульптура Македонского. Какие положительные и отрицательные черты вы видите в царе и полководце?

Как и у любого героя, у Александра Македонского масса положительных и отрицательных характеристик. Я бы сказал, что мне не нравится в нём то, что он чрезмерно употреблял алкоголь, это сильно сказалось на его здоровье, как утверждают некоторые историки. А положительная его сторона в том, что он был связующим звеном в культуре. Он смог соединить мир эллинизма и Востока, военных людей и людей культуры.

Вы защитились на отлично, к тому же педагоги вас похвалили. Что вы при этом чувствовали?

В тот момент, мне кажется, я ничего не чувствовал. Был словно в тумане. Осознание того, что стал обладателем отличной оценки, причём с похвалой, пришло позднее. Значительно позже пришли и ощущение радости и гордости.

Вы стажировались при РАХ. Какие задачи перед вами поставил ваш руководитель?

Александр Владимирович Цигаль ставил перед нами совершенно разные задачи. Одна из главных — научиться думать и размышлять над тем, что ты делаешь. В институте мы изучали очень многое, но осознание и умение использовать навыки приобретаются потом, в процессе работы.

Десять лет вы являетесь членом Московского союза художников, и, наверняка, общаетесь с другими мастерами. Как оцениваете их работы, часто ли высказываете своё мнение по поводу той или иной работы?

Я с удовольствием общаюсь с коллегами, поддерживаю с ними прекрасные отношения. Мы все участвуем в выставках. Более того, иногда приглашаю коллег в свою мастерскую порассуждать об искусстве, спрашиваю их мнение, когда мне нужен сторонний взгляд специалиста, который более компетентен в керамике или в анатомии, портретном жанре. Но критиковать товарищей не всегда решаюсь — не все готовы воспринимать критику. По взгляду и внешнему виду видно, что далеко не всем приятно слышать нелицеприятные отзывы.

Что за последний год вам откликнулось?

Диджитализация всего на свете. Она такой толчок дала во всех индустриях. Так быстро всё меняется, что не успеваешь следить. Очень вдохновляет и даже помогает.

С диджитальной работой я участвовал в прошлом году в международном конном фестивале «Иваново поле». В своё время увлёкся диджитализацией и даже нанял репетитора. Сделал из своей картинки под названием «Запах» видео-арт, получилось очень необычно и любопытно.

Несколько лет назад вы создали скульптурную композицию «Голова лошади с оторванным ухом». Как пришла такая идея, какой смысл вы вкладывали в работу?

Эта идея пришла не сразу. В детстве я видел лошадей не образцовых, а скорее потрёпанных жизнью, деревенских, колхозных, которые в основном тягали механизмы или людей на тележках. Внешней образцовой эталонной гармонии в них не было, но в этом была и их прелесть. И как раз детские воспоминания вдохновили на создание скульптуры лошади.

Чтобы так искусно лепить лошадей, нужно их непременно любить. Любовь к этим животным у вас оттуда же, из деревни?

Да, огромная любовь, наверное, с детства, с моего деревенского детства, ведь я периодически общался с лошадьми. Отец рассказывал, что тоже любил лошадей, может, это передалось. А ещё, как утверждают некоторые психологи, любовь к лошадям из-за комплексов, лошади же идеальные существа. Может быть и так.

Вы всерьёз увлечены лэнд-артом. Когда вы с ним познакомились?

Я с этим направлением познакомился в Германии. Выиграл поездку на международный фестиваль лэнд-арта, и совершенно, как мне кажется, случайно занял первое место с работой «Висячий мост в тумане». Это очень вдохновило меня!

У вас за плечами богатый опыт создания скульптур в этом жанре. А есть любимые работы?

У меня, к сожалению, не такой богатый опыт создания скульптур в жанре лэнд-арта. Но он постепенно набирает обороты. Одна из моих любимых работ — прошлогодняя, сделал её в Карачаево-Черкесии, в горах, в месте очень труднодоступном. Я поехал туда на четыре дня, с палаткой, и сделал там работу «Артефакт Кертмели». Изобразил кувшин, зарытый в землю.

Как вы думаете, какие перспективы у лэнд-арта?

Перспективы, я бы хотел надеяться и верить, большие. Периодически встречаю людей, которые увлекаются лэнд-артом, делают работы, но хотелось бы, конечно, более серьёзных вливаний коммерческих. Пока я делаю всё на чистом энтузиазме.

Ваши работы можно увидеть не только в городском пространстве, но и в ведущих музеях страны. Например, Новой Третьяковке. Ощущаете ли вы ответственность, показывая там свои работы?

Да, причём огромную ответственность, мне её привили мои учителя, которые, по моим наблюдениям, практически всегда доводили свои работы до совершенства. А неудачные работы сохраняли в своей мастерской и никому не показывали.

Интересна ещё одна выставка, которая была несколько лет назад на независимой площадке на Кривоколенном. Называлась она «Москва маргинальная». Что именно представили на выставке?

«Москва маргинальная», я считаю, одна из крутейших выставок, в которых я участвовал. Выставка длилась только один вечер, и публика была совершенно разная. Архитекторы, стрит-артеры, скульпторы показали свой взгляд на столицу. Я участвовал и со скульптурой, и с графикой. В скульптуре представил лошадь в городе — с отсылкой к Красной площади и одну работу из серии «Ключницы», тоже в красном цвете. А серия графики была на тему корриды. Тогда я только вернулся из Испании, был поражен этим действием.

Вы неоднократный участник международных симпозиумов по скульптуре в Испании и Италии. Какие темы поднимаются во время этих мероприятий?

Симпозиум переводится с греческого как «пиршество», «совместная попойка». Во время вечерних посиделок, после работы мы все, ребята из разных стран, обсуждали культурные темы. И мне особенно приятно то, что понятие красоты, эстетики у нас практически везде одинаковое. Да, подход разный, взгляд, методы работы, темы. Но ощущение красоты такое же. Ребята на симпозиумах собираются активные, каждый в течение месяца делает свою работу по определённой теме. А вот организаторы, как правило, с удовольствием нас слушают, поддерживают и помогают.

Как думаете, насколько художнику и скульптору сложно доносить свои мысли с помощью искусства сейчас, в 2023 году? Как достучаться до зрителей, которые, казалось бы, глухи к творчеству?

Как писал Александр Кушнер, «времена не выбирают, в них живут и умирают». Я думаю, что отличаются художники XIX, XX и XXI веков несильно. Такие же проблемы решали, такие же задачи ставили, также мыслили. Достаточно почитать дневники художников начала XX века, например. Как достучаться до зрителей? Я пока не нашёл ответа на этот вопрос. Может быть, вы мне его дадите? Буду признателен.


Биография

Алексей Дмитриев учился в МГАХИ им. В. И. Сурикова, факультет скульптуры, мастерская А. И. Рукавишникова и А. В. Балашова. Диплом «Македонский» защищён на отлично, с похвалой.
2013–2016 гг. — художник-стажёр при РАХ, руководитель А.В.Цигаль
С 2013 года член Московского союза художников
2023 — Почетный член Российской Академии Художеств

Премии и награды

2010 год

Награда в области скульптуры «Золотой орех», Российская академия художеств.

2011 год

Стипендиат премии «Невская палитра».

2013 год

Именная стипендия за проект «Македонский» от МСХ.

2014 год

Ежегодная премия в области скульптуры МОСХ.

2015 год

Премия Фонда Айдына Зейналова.

2017 год

Серебряная медаль Российской академии художеств.

2018 год

Благодарность за участие в выставочной деятельности. Музей Москвы.

Диплом за скульптурную композицию «Голова лошади с оторванным ухом». Российская академия художеств.

Первый приз за работу «Висячий мост в тумане» на международном фестивале лэнд-арта в Германии.

 2019 год

Благодарность за «Большую работу по организации выставки произведений членов РАХ». Российская академия художеств.

2021 год

Благодарность «За участие и организацию «Творческой мастерской скульптуры: опыт и поиск» в залах МВК РАХ. Российская академия художеств.

Избранные выставки

2022 год

Выставка «90 лет МСХ, 30 лет МСХ». Новая Третьяковка.

Выставка NFT. Международный конный фестиваль «Иваново поле».

Выставка «Москва – Санкт-Петербург. Петру Великому — 350». Новая Третьяковка.

2021 год

Онлайн-выставка «Метаморфозы. Образ и пространство», Московский союз художников.

2019 год

Выставка «Измерение U». Галерея «Здесь», куратор А. Бартеньев.

2018 год

Выставка «Москва маргинальная», независимая площадка на Кривоколенном.

«Красота». Москва, Саратов, Иркутск.

«Монументальное искусство 2018». Завод «Флакон».

«Природа форм», Ботанический сад. Москва.

2016-2017 гг.

«Мастер и ученики». Музей-квартира С. Коненкова.

«Пять измерений». Третьяковская галерея. Москва.

Выставка в залах центра «Сколково».

2015 год

«Учителя и ученики», выставка РАХ в музее «Царская башня» Казанского вокзала. Москва.

«Человек — животное» Дарвинский музей. Москва.

«Скульптура и гобелен», выставочный зал на Кузнецком мосту. Москва.

Equis, галерея 9/1 усадьба Зубовых. Москва.

2011 год

Московское биеннале современного искусства, тема «Гробы».

Каталоги

2018 год

«Искусство за мир». Чувашский союз художников. Чебоксары.

«Наш путь к мечте». Китайский фонд культуры и искусства народностей.

2017 год

«Пять измерений», Государственная Третьяковская галерея. Москва.

«Время ждёт», Фонд «Визарт». Москва.

Персональные выставки

2019 год

Выставка Toros u caballos, галерея Mizk, пространство Cube.

2016 год

Выставка в рамках проекта «Мастер и ученики». Музей С. Коненкова.

2015 год

Выставка Equites, загородный клуб «Александр».

Симпозиумы

2018 год

Международный симпозиум по скульптуре. Италия (Stenico).

Международный симпозиум по скульптуре. Италия (Viazza d’olio).

Международный фестиваль лэнд-арта. Германия. 1-й приз.

Международный симпозиум по скульптуре в Чувашии.

2017 год

Международный симпозиум по скульптуре. Испания (Albalate del Atzobispo).

Ленд-арт проекты

2022 год

Artefaktum Кертмели, Карачаево-Черкесская Республика.

2018 год

«Висячий мост в тумане», Германия. 1-й приз.

Монументальные работы

2022 год

Рельефы на башню «Карачаевская овца», «Гостеприимство», «Карачаевская лошадь».

Парковые скульптуры

2018 год

«Нимфа». Дерево. Италия.

«Абстракция 2». Мрамор. Италия.

«День рождения». Мрамор. Россия, Чувашия.

«Голова Аписа». Мрамор. Дубна.

2017 год

«Голова лошади». Мрамор. Испания.

2014 год

«Весна». Бронза. Конный парк «Русь».

Станковая скульптура

Серия «Ключница». Дерево, бронза, железо.

Серия «Наездницы». Бронза, железо, патинирование.

Серия «Двери». Дерево, бронза, железо.

«С добрым утром». Гипс.

Серия «Цветные лошади». Бронза, акрил.

«Шостакович». Бронза, патинирование.

«Троцкий». Гипс, железо.

«Юдифь с головой Олоферна». Бронза, патинирование.

«Понтий Пилат». Гипс, железо.

Серия «Королевы». Бронза, гипс, железо.


Галерея

Добавить комментарий