Александр Худяков

0

«Пейзаж — это вечное. То, что есть, было и будет всегда»


Александр, вы работаете в жанре пейзажа. Что или кто повлиял на ваш выбор?

Конкретного человека или события не было — как-то само влекло. Сильно это стало проявляться в училище, а закрепилось в Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, где я учился.

Родители не хотели, чтобы вы становились художником. Почему они всё-таки изменили своё мнение?

Моим родным много кто говорил: «Может вашему сыну в художественную школу?». В первом классе в моих рисунках что-то заметила педагог начальных классов. Она посоветовала отдать меня в художественную школу, но родные говорили: «Не нужно, это временно, он занимается спортом. На художественную школу не будет времени». Время шло, мне уже 11-12, а я всё ещё рисую и что-то своё творю. Решение родителей удалось поменять моей бабушке по отцовской линии: «Если он это не забросил, в отличие от спорта, музыки и других кружков, то нужно признать его желания. А как оно сложится в будущем, так и будет». Спасибо бабушке.

Вы учились в художественной школе им. Сурикова. На чём делали акцент в образовании ваши педагоги?

В школе прививали рисунок и понимание простых форм. Видение простых форм в сложных предметах. Умение видеть и ценить общее. Но это сложно понять сразу, больше делаешь интуитивно.

В школе было три предмета: рисунок, живопись, композиция. На рисунке в первом классе мы писали простые гипсовые предметы (кубы, конусы, многогранники). В следующих классах нам ставили натюрморт из предметов быта и гипсовых розеток. На живописи сначала были простые натюрморты, постепенно они усложнялись. Мы изучали техники акварели и гуаши. Акварель у меня шла плохо, всегда грязнил работу, а вот с гуашью дела складывались более-менее удачно. На уроках композиции нас обучали видеть простые сюжеты и стараться их воплотить, уделять внимание созданию эскиза больше, чем полноценной работе. Мы делали форэскизы, а потом переходили на небольшой формат. И так три года.

В то же время вы изучали творчество сюрреалистов и экспрессионистов. Почему цепляли именно эти жанры? Кто из художников особенно впечатлил?

Интересовался я самыми попсовыми художниками — Мунком и Дали. Цеплял их образ мышления.

Вы и сами пробовали писать в этих жанрах. Сейчас, уже имея определённый профессиональный опыт, что можете сказать об этих работах, насколько они были удачными?

Эксперименты были, не совсем удачные, но всё же и они должны быть. В школе надоело рисовать одни натюрморты, и я решил найти что-то новое для себя. Очень рано прикоснулся к сюрреализму и экспрессионизму. Пробовал писать автопортреты в экспрессионизме, хорошо, что не сохранились. (Смеётся.) Мне не хватало понимания. Что создал за год или больше, всё было очень вялое и дублированное. Хорошо, что нашёл себя позже в другом.

У любого человека могут возникнуть сомнения, в том числе касающиеся выбора профессии. В какой момент вы поняли, что живопись — это то, чему вы хотите посвящать время и силы?

Вечно сомневаюсь, даже сейчас, но понимание, что это моё, пришло, когда сам написал первую работу. Было это в конце первого курса в академии. Писал осень, долго и мучительно, пока не сложился цельный образ. Спустя некоторое время работу у меня эту забрали, долго недоумевал, что там увидели, только спустя год увидел её опять и понял, что написал хорошую вещь. Причём сам довёл. И дальше стало легче развиваться в профессии.

За годы учёбы вы написали немало работ, часть даже выбрасывали. Неужели не было желания оставить картины хотя бы для того, чтобы сейчас иметь возможность сравнить старые работы с новыми?

За время учёбы сделано много работ. Что-то забирали, что-то выкидывал сразу, не обдумав. Продолжалось это до четвёртого курса училища. И только потом я начал бережно относиться к работам. Даже некоторые «украл» из фонда, потому что мало было работ для поступления в академию. Там один из вступительных экзаменов — просмотр домашних работ. А в академии уже мало что выкидывал. Интересно, что сравнивал училищные работы и этюды и видел рост и осознанность.

После училища вы поступили в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Расскажите о ваших педагогах и о сокурсниках.

Академия дала многое, например, знакомство с прекрасными людьми: студентами, педагогами, которые вкладывали в нас уже более серьёзные вещи. Мы были юны, неопытны, на все шедевры смотрели с открытым ртом. Сейчас, конечно, с глубоким анализом. Главное, что дала академия, — понимание, что надо учиться у старых мастеров. До академии мои знания в мировой живописи заканчивались на Илье Репине. Сейчас знаю чуть больше.

В академии три года группа обучается вместе. Мы осваиваем технику «гризайль», копирование старых мастеров и создаём композиции на мифологические, библейские или исторические сюжеты. После выбираем мастерскую — историко-религиозную, портретную или пейзажную.

Из педагогов, с которыми я лучше взаимодействовал, могу назвать Владимира Альбертовича Штейна, Александра Павловича Афонина, Николая Павловича Сидорова. Все они помогали советами в учёбе. У каждого свой подход к обучению.

Владимир Альбертович вёл практику в конце второго курса и живопись на третьем. Он показал, что во всём есть красота и всё можно эстетично подать. Николай Павлович вёл на первом курсе живопись и композицию. Он говорил о цельности пятен, о гармонии цвета и тона. Александр Павлович ведёт пейзажную мастерскую с четвёртого по шестой курс, учит пониманию картинности, объясняет, на что нужно обращать внимание при выборе или создании сюжета, учит правильно видеть художников и подчёркивать для себя важные моменты.

После третьего курса вы выбирали между мастерскими. Почему сосредоточились на пейзажной?

Хотел развиваться в пейзаже, с первого курса знал, что пойду туда. Каждый просмотр с первого по третий курсы выставлял свои этюды и пробы пейзажных композиций. Конечно, они были сыроваты, всё-таки я хотел освоить этот жанр хотя бы в базисном варианте, а после потихоньку развиваться. Ещё было ощущение, оно и сейчас есть, что пейзаж — это вечное. То, что есть, было и будет всегда.

Сейчас вы оканчиваете академию. Каким видите будущее?

Будущее вижу интересным и развлекательным. Точно знаю, что после академии буду реализовываться как художник. Работать планирую в родном Красноярске. Там всё-таки я чувствую и вижу сюжеты и образы. Родные места дают силы. В планах сделать небольшую персональную выставку. Ну, и, конечно, не останавливаться на достигнутом. Есть большое желание съездить на русский Север, на остров Валаам, Урал и Дальний Восток. Ещё хочу увидеть и запечатлеть зимний Байкал. Планов много, хватило бы времени и сил.

Почему для вас важна живопись?

Есть потребность в создании и высказывании, но не словом, а искусством. Множество художников ушли в вечность, а значит, в историю.

P.S.

Хочу поблагодарить своих родителей: мою маму — Мурину Марину Алесандровну , бабушку — Бабушкину Любовь и дедушку- Бабушкина Александра за поддержку, опору и становление меня как творческого человека! Спасибо вам за всё!

Александр Худяков


Биография

Александр Худяков, пейзажист.

Родился в Красноярске в 1995 году. В раннем детстве увлёкся рисованием. Когда пошёл в среднюю школу, педагог начальных классов посоветовала родным отдать сына в художественную школу. Но родители решили это сделать гораздо позже, когда он уже был подростком. Александр поступил в художественную школу им. Сурикова, где учился три года.

«Сначала сильно интересовался всем, но потом стало скучно, всё казалось однообразным и неинтересным», — вспоминает Александр.

В это время Александр увлёкся изучением художников, тогда интересовали сюрреалисты и экспрессионисты. Он и сам пробовал делать схожие творческие работы.

Под конец учёбы в художественной школе педагог предложил посетить училище им. Сурикова, чтобы понять, хочет ли дальше молодой художник развиваться в этом направлении.

«После посещения училища сразу проснулось ярое желание туда поступить. Там я увидел то, что меня стало волновать и показало, что такое истинное искусство. Четыре года в училище пролетели на одном дыхании. Много работ делал, много выкидывал, мало что забирал фонд. Но я не хотел отступать, хотел развиваться в этом ремесле», — вспоминает Александр.

После окончания училища Александр поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Здесь уже шесть лет пролетели как один миг. После третьего курса студенты могут выбрать мастерскую — историко-религиозную, портретную, пейзажную. Александр выбрал пейзажную. Сейчас оканчивает академию.


Галерея

Добавить комментарий