Анастасия Мирре

0

«Чтобы писать картины, нужны лишь художественные материалы. А чтобы писать хорошие картины, нужно постоянно учиться, много, много, много работать, избегать гордыни и лени»


Анастасия, удивительно, вы знаете родословную до одиннадцатого колена, и среди ваших близких есть те, кто связан с живописью. Расскажите, пожалуйста.

Я родилась в семье инженеров и математиков, поэтому художник для нашей семьи — не самая ожидаемая и закономерная деятельность.

В моём роду было много священнослужителей, учителей… И да, был художник-иконописец, чью память мы также чтим и уважаем. Это Николай Васильевич Шумов. Он открыл художественную иконописную мастерскую в Рязани, которая, судя по историческим источникам, снабжала своими работами едва ли не весь мир православный до святого града Иерусалима и святой горы Афонской. Мой дедушка по другой линии занимался живописью, был художественно одарён, но живопись не была его основной деятельностью.

Наверняка, вы видели работы своего прапрапрадедушки Николая Шумова. Как вы считаете, повлиял ли его опыт на ваше становление как художника?

Творения Николая Васильевича задают мне внутренний духовный ориентир.

Насколько важно для вас рассказать сыну о предках, а также передать знания в живописи? Он уже тянется к рисованию?

Стараюсь привить сыну уважение к его роду. Без таких понятий, как род, родина, семья невозможно полноценное морально-нравственное воспитание человека.

Я не настаиваю на том, чтобы сын непременно занимался рисованием. У художников необязательно рождаются художники. Задача родителя — заметить одарённость ребёнка и не мешать, способствовать развитию, а не перетягивать дитя в свою деятельность. Пока что я вижу у своего сына другие предрасположенности и таланты. Но если его когда-то заинтересует живопись, то, безусловно, при его желании я передам все свои знания и опыт.

Вы взяли творческий псевдоним «Анастасия Мирре». Как его придумали, что он означает и почему решили работать под ним?

Да, это псевдоним. Пока что. Здесь и мир, и мирт, и миро, и мирра… Удивительно, но всё справедливо. Даже то, что я очень люблю натуральные ароматы, потому к каждой картине добавляю пару капель мирры, сандала, нероли, розы дамасской, ладана… Какой аромат добавить, подсказывает сама картина. Запах — это воздух, который окутывает, очаровывает, рождает новые чувства или навевает воспоминания.

Фамилия, с которой я родилась — Смирнова. Более всего мне по душе одна из версий значения этой исконно славянской фамилии. СМИРНОВы — люди, пришедшие С МИРом НОВым. По паспорту сейчас у меня другая фамилия, но Смирнова всегда в моём сердце.

Когда я кардинально переосмыслила творческий путь и значение живописи в своей жизни, мне захотелось подписывать работы новым именем. Именно так подсказывало и напоминало мне моё сердце. Пришла я в эту жизнь С НОВым МИРом, а однажды поняла, что могу и должна сделать этот новый МИР РЕальным — воплотить в реальность то, с чем пришла на Землю. Мои картины и есть мои миры — реальные и нереальные одновременно.

Лично у меня «Мирре» ассоциируется со словом Mirror, что в переводе с английского означает «зеркало». Находит ли отражение в вашем творчестве такая ассоциация?

И этот вариант тоже справедлив благодаря значению зеркала как символа. Символизм этого предмета и всех его свойств очень интересен и глубок. В разные эпохи и в различных вероисповеданиях есть свои тонкости толкования. При желании можно легко найти информацию об этом.

Я стремлюсь создавать метафоричные и многогранные работы, поэтому никогда не настаиваю на единственном их толковании. Зритель, глядя на них, обращает внимание прежде всего на то, что ему наиболее близко. А это есть не что иное, как разглядеть на холсте частичку себя. Как в зеркале…

Откуда у вас берутся истории для полотен?

Это всего лишь плоды моей фантазии.

В ваших работах можно заметить противопоставление одного другому. Что хотите донести при этом зрителям?

Да, я неравнодушна к теме двойственности единого. Здесь и символ баланса китайцев инь-ян, и закон диалектики о борьбе и единстве противоположностей, и теория противоположностей Юнга.

На мой взгляд, в искусстве всегда должно быть место парадоксу и двойному дну. Я уже упоминала, что избегаю однозначных трактовок, с удовольствием и совершенно искренне приглашаю зрителя стать участником творческого процесса. Будьте свободны в своих чувствах и мыслях при разглядывании моих работ. Думайте, размышляйте, чувствуйте, задавайте вопросы, ищите ответы, не боясь того, что ваше мнение будет отвергнуто даже контрмнением, так как с самого начала они оба имеют право быть верными, составляя в сумме единое целое. Таковы правила моей игры. А творчество для меня и есть игра.

В ваших работах немало метафор и символов. Часто ли зрители их разгадывают или у них рождаются новые смыслы?

Да, нередко у зрителей рождаются необычные для меня мысли и новые смыслы. Помните, я говорила о зеркале и отражении себя. Красота, как и многое другое, в глазах смотрящего.

Один знакомый художник создает тактильные картины. Как вы считаете, можно ли притрагиваться к работам или только смотреть? Как вы сами знакомитесь с картинами?

Думаю, это зависит от изначальной задумки автора. Подключить сенсорное восприятие для более ярких и необычных тактильных ощущений от прочтения искусства. Интересная идея.

Да, я уделяю фактуре большое внимание, но всё же до тактильных картин моим работам далеко. (Улыбается.) Потрогать, конечно, можно, но прежде всего, наверное, лучше смотреть.

Когда я знакомлюсь с картинами, подолгу их рассматриваю, отходя подальше или, наоборот, подходя совсем вплотную, чтобы рассмотреть мельчайшие детали. У полотна, которое меня затронуло, могу провести очень и очень много времени.

Можно ли притрагиваться к картине, зависит от исторической и художественной ценности произведения. В музеях этого делать нельзя. Только представьте себе, что будет, если каждый подойдет и потрогает работу какого-нибудь великого мастера? У нас для этой цели доступно много открытых скульптур, к частям которых тянутся люди, чтобы подержаться на удачу. Обычно эти части от постоянных прикосновений со временем отшлифовываются до блеска.

Вас приглашают в жюри конкурсов, причем даже онлайн. Легко оценивать картины через монитор?

Оценивать чьи-то художественные работы всегда непросто и порой даже неловко. А если проводить отбор приходится онлайн, то ещё сложнее, потому что ничто не может заменить живое общение с картиной. Когда есть возможность «прикоснуться» к оригиналу, появляется новое измерение оценивания, недоступное при «общении» с ним через монитор. Собственно, как и в обычном общении, диалоге между людьми.

Как думаете, есть ли глухие к живописи люди? Понимать искусство, как и писать картины, дано лишь избранным?

В искусстве, как и в футболе, есть те, кто играет в футбол, а есть те, кто его смотрит. Чтобы играть, то есть писать картины, нужны лишь художественные материалы. А чтобы писать хорошие картины, нужно постоянно учиться, много, много, много работать, избегать гордыни и лени. Вместе с развитием своего мастерства художник должен воспитывать и себя, научиться углубляться, должен прежде всего воспитывать душу, чтобы его мастерство стало облачением чего-то, а не быть, как говорил Кандинский, «потерянной перчаткой с незнакомой руки, пустым и бессмысленным подобием руки».

Все поступки художника, его чувства и мысли рождают тончайший, неосязаемый, но прочный материал, из которого вырастают его творения. И он поэтому свободен не в жизни, а только в искусстве. Избранных нет. Если так жить и так делать, то, скорее всего, со временем будет получаться все лучше и лучше.

Я думаю, что понимание искусства на уровне «нравится/не нравится» доступно всем. Конечно, есть те, кто способен почувствовать чуть тоньше, чем остальные. Есть те, кто имеет за спиной к тому же ещё и некий багаж знаний. Тогда в сочетании с чувствительностью ему приоткрывается ещё чуть больше. А вообще об этом часто забывают. Но искусство является настоящим предметом научного исследования. Поэтому есть и специалисты в этой области, которым доступно серьёзное, глубокое и многогранное понимание — искусствоведческий анализ. Не зря же учат искусствоведов в вузах. Эта область, как и любая другая — медицина, политика, электроника, требует погружения и изучения.


Биография

Член Союза Русских Художников (СРХ)
Член Евразийского Художественного Союза | Eurasian Art Union
Резидент журнала «Русская галерея – XXI век»
Диплом за вклад в развитие национально-просветительских проектов
Лауреат международного конкурса «Палитра талантов 2023»

Родилась в 1989 году в Санкт-Петербурге. В 2011 году с отличием окончила СПбГУАП. Обучалась у Сергея Семенкова, Александры Сперанской, Халима Амирова. 

Глубокие и многослойные по смыслу и технике, картины в своём авторском стиле демонстрируют необычное, метафизическое видение мира. Язык художника — метафоричен, наполнен аллегориями и символами, аллюзиями, множеством намёков и смысловых полутонов.

Одно из ведущих мест в творчестве Анастасии занимает тема полярности, двойственности, амбивалентности, борьбы и единства противоположностей. Автор избегает однозначной трактовки, словно играет со зрителем, приглашая его стать участником творческого процесса, предлагает быть свободным, не боясь того, что его мнение будет отвергнуто даже контрмнением, т.к. оба они имеют право быть верными, составляя в сумме единое целое, многополярный взгляд на тему. Сохраняя традиции русского искусства, художник стремится сочетать их с тенденциями современного искусства.

Художник исследует душу человека и вовлекает нас в поиск ответов на вечные и экзистенциальные вопросы. Картины пропитаны особым светом и притягательностью, харизмой и эмоциями автора. Работы Анастасии сильны и искренны, разглядывая их, ощущаешь переживания и чувства — тот самый нерв своей жизни, который художник вложил в полотна.

Анастасия Мирре преимущественно пишет маслом, иногда работает в смешанной технике, но основным материалом все равно выступают масляные краски.

Выглядывающие друг из-под друга слои различных образов, фактур и текстур передают ощущение пульсации, дыхания жизни и времени. Очень выразительно сочетание красочной живописности, будто трепещущего мазка и четкой графичности отдельных элементов, узоров. Это своеобразное противопоставление — подтверждение двойственности, многополярности мира.

В сфере интересов художника – изучение генеалогии своей семьи, корни которой в основном с Рязанских земель и частично из финно-угорских народов Карелии. Исследования рода художника уходят в глубину XVII века. А из не столь далеких родственников есть такие великие личности, как Иван Петрович Павлов и известный рязанский художник-иконописец Шумов Николай Васильевич (прапрапрадедушка). Его работы можно встретить в сотнях рязанских церквей, они находились во многих церквях и соборах столичных епархий, в храмах Иерусалима и Святой горы Афон.

Именно любовь, глубокое уважение и трепет к своему роду и Родине разжигают и поддерживают у Анастасии Мирре желание сохранить национальную идентичность, пронести сквозь годы и смену поколений богатейшее наследие Великого русского народа! Поэтому в работах художника все чаще можно встретить славянские мотивы, национальные черты. Актуальные творческие поиски художника Анастасии Мирре развиваются именно в этом направлении.

Художник берет во внимание всё: и сюжет, и задумку, и композицию, и цветовое решение, и фактуру… Всё призвано играть в унисон, создавая гармоничный метафорический мир внутри картины, рвущийся за пределы рамы и приглашающий зрителя в это увлекательное действие.

Работы художника находятся в частных коллекциях различных городов России, в Европе, Израиле и ЮАР.

ПУБЛИКАЦИИ

  • Международный журнал «Русская Галерея – XXI век», №4, 2022 г.
  • Каталог выставки «Наследие и современность» в Новой Третьяковке, 2022 г.
  • Газета «Благовест», №12, 2022 г.
  • Вадим Лавриненко, сборник стихов «Возвращение», 2023
  • Журнал «Арт-Агент», тема: «Выставки и конкурсы», №12, 2023

ВЫСТАВКИ 2020-2023

Май – Июнь 2023

Персональная выставка «Миры Мирре. Игра метафор», Галерея Арт-Пространства МАРС, г. Санкт-Петербург

Май 2023

Выставка работ победителей и лауреатов международного художественного конкурса «Палитра талантов 2023», ВЦ Санкт-Петербургского Союза Художников, г. Санкт-Петербург

Март 2023

Выставка «Верность традициям», Государственный музей городской скульптуры, г. Санкт-Петербург

ноябрь 2022

Выставка Союза Русских Художников «Вернисаж. Русские сезоны 2022», г. Москва, Инфопространство

октябрь 2022

Выставка молодых художников России «Наследие и Современность», Западное крыло Новой Третьяковки, г. Москва

сентябрь 2022

Выставка «Осенний отчет», галерея «Свет» г. Пушкин

Август 2022

Выставка-конкурс «Талант России», Западное крыло Новой Третьяковки (картина «Русская душа» — 3 место), г. Москва

июль 2022

Санкт-Петербургская неделя искусств, Выставочный центр Союза Художников, г. Санкт-Петербург (картина «Пойдём со мной» — 1 место)

июнь-июль 2022

Выставка СЗО СРХ «О России с любовью», ДК Рыбацкий, г. Санкт-Петербург

июнь 2022

«ZEN ART FESTIVAL | ДЗЕН АРТ ФЕСТИВАЛЬ» Международный фестиваль-конкурс символического искусства, Выставочные залы Московского союза художников, г. Москва (картина «Иллюзия времени» — 1 место)

апрель-май 2022

Выставка-конкурс «Мир искусства», Западное крыло Новой Третьяковки, г. Москва (картина «Вифлеемская звезда» — 3 место)

март 2022

«Sensuality», галерея современного искусства «Arton», г. Санкт-Петербург

октябрь-ноябрь 2021

«Моя страница», Музей современного искусства «Эрарта», г. Санкт-Петербург

август 2021

«Сновидения. В объятиях Морфея», галерея «Мольберт», г. Санкт-Петербург

ноябрь-декабрь 2020

«Я, обо мне, про меня», Музей современного искусства «Эрарта», г. Санкт-Петербург


Галерея

Добавить комментарий