Андрей Зайцев

0

«Художник сначала должен показать своё мастерство, а потом уже делать то, что он хочет и как он хочет»


Андрей, поздравляем вас с персональной выставкой! Какой она получилась? Почему возникло желание поделиться своим творчеством с миром?

Спасибо. Это вторая персональная выставка, она ещё идёт, поэтому пока не могу сказать, удачно или нет всё сложилось. Выставка важна не только для зрителя, но и для самого художника — для анализа своих ошибок, положительных моментов…

Вы решили назвать свою выставку «Се человек». Почему именно так?

Я рассматриваю человека, прежде всего, на почве русского духа, в разных аспектах: его трагичность, простоту, красоту, одиночество, праздность, радость мелочам и прочее, и прочее. И все эти качества характеризуют русского человека, но не точно, а приблизительно, потому как он сложная многогранная натура.

В экспозиции представлены живопись и графика, написанные в последние два года. Есть среди них работы, которые поразили вас самого?

К своему творчеству отношусь критично, иногда мне не нравится то, что я сделал, и начинаю всё переделывать. Даже если у меня хорошо получилась работа, получаю положительные эмоции, но не настолько, чтобы она могла поразить меня.

Основное внимание вы уделяете портретам простых деревенских людей. Что вы стремитесь показать через картину, что главное донести до аудитории?

Я считаю, что искусство должно быть понятно каждому, так как есть язык искусства, язык живописи, графики и он понятен каждой национальности. В своих работах стараюсь передать простоту и красоту обычного русского человека. Но иногда зритель видит другое. Например, в работе «Поминки» мой знакомый увидел человеческие пороки (чревоугодие, пьянство, зависть), хотя я даже не думал над этим в процессе работы. И, конечно же, не забываю о живописи и графике, выполненных в классической реалистической манере. Я думаю, что художник сначала должен показать своё мастерство, а потом уже делать то, что он хочет и как он хочет.

Знаю, вы писали и автопортреты. Легко ли далось знакомство с собой и что нового о себе узнали?

Писать автопортрет не тяжело, если рисуешь человека уже более 10-15 лет. Рисуя автопортрет, я не задумываюсь о внутреннем мире, сосредотачиваюсь на характере, сходстве, пропорциях, иногда искажая их для большей выразительности и создания определённого художественного образа.

В своих работах вы задаётесь вопросами, что такое русская душа, каково предназначение человека. А у вас уже есть ответ?

Ответа, что такое русская душа, у меня пока нет. Это очень сложный, скорее философский вопрос. Николай Васильевич Гоголь пишет: «Русь, куда ж ты мчишься? А в ответ тишина». Вроде бы ничего сложного нет, но на самом деле это что-то неизученное, неописуемое словами, неведомое так же, как и Бог. Наверное, ещё поэтому я назвал выставку «Се человек».

Могу только кратко сказать, что думаю об этом. Судьба русского человека довольно трагична. На протяжении многих лет русский народ подвергался нападениям и пренебрежительному отношению со стороны других государств. На сегодняшний день процветает безбожие, материализм, отрицающий совесть и честь, насилие, что не относится к русскому человеку. Конечно, в семье не без урода, весь этнос не может быть предрасположен только к положительным чертам. У русского человека много своих «грешков». Но стержнем русской души, я считаю, является православие. Как писал Фёдор Михайлович Достоевский: «Русский человек без Бога — никто».

Нередко при написании картин вы обращаетесь к русской классической литературе. Что находите для себя в произведениях Достоевского, Чехова, Гоголя, Тургенева?

В произведениях классиков литературы мне интересно, что пишут авторы того времени и сравнивать, сопоставлять с современностью. По большему счету всё, что пишут классики, совпадает с нашей действительностью. Мне нравится, как авторы высмеивают определённые черты русского человека или ставят проблемные вопросы, на которые сложно ответить. Также детальное описание героев помогает представить точный образ, который помогает при изображении портрета. Внимание к деталям делает каждый портрет особенным.

Одни подолгу вглядываются в картину, другие, напротив, смотрят на искусство «галопом по Европам». А как правильно знакомиться с вашими работами, на что обращать внимание?

Каждый человек видит и воспринимает мир по-своему, поэтому здесь нет каких-либо ограничений для изучения объекта искусства. Кому интересна техническая сторона, тот подходит ближе и изучает характер мазков, пятен. Кому интересен цвет — для восприятия композиции обычно отходит подальше от работы. Своим ученикам и тем, кто ещё учится изобразительному искусству, я бы порекомендовал заострить своё внимание на технической стороне. Так как я уже говорил, что сначала мы развиваем технические средства изображения, а уже потом композицию и смысловую идею произведения.

Знаю, что вы преподаете живопись молодым художникам. Что для вас важнее — научить чувствовать искусство, научить писать картины или что-то ещё?

Самое главное в обучении будущих художников — это научить их средствам графики, живописи, композиции, чтобы они не только умели рисовать, но и анализировать произведения изобразительного искусства. Научить чувствовать искусство невозможно. Это уже заложено в нас при рождении, когда мы радуемся солнцу, грустим, когда идёт дождь и на небе появляются тучи.

Вы говорили, что и перед собой, и перед учениками ставите трудновыполнимые задачи. Согласна, только так возможен рост. Но не возникает ли у самих обучающихся ощущения, что вы от них слишком многого хотите? И как решаете эту проблему?

Некоторые из моих учеников могут покривляться, мол, сложная постановка, но со временем увлекаются, работают и стараются сделать как можно лучше. Проблем типа «я не буду это рисовать» нет. Напротив, иногда даже рисуют во время перемены.

А возможно ли развить талант художника, не имея при этом особых способностей? У некоторых людей есть природные задатки (например, у Ильи Репина, его рисунок до сих пор остается лучшим, у Микеланджело — второго такого же гениального скульптора не было в истории человечества). А есть люди, которые очень много времени и сил отдают, чтобы хоть немного приблизиться к уровню первого типа людей. Безусловно, можно развивать изобразительные навыки, но работать придётся очень много. Недаром художники говорят, что у нас нет ни праздников, ни выходных. Работать приходится постоянно. Не порисовал один день — считай, произошел откат в твоих навыках. Чтобы делать действительно профессиональные вещи, чаще всего нужно отдавать полностью самого себя искусству. Ведь, как считал Микеланджело: «Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело».


Биография

Андрей Викторович Зайцев родился в 1996 году в д. Малая Валожикья Можгинского района. Учился в художественной школе под руководством Е. А. Кирсановой и Н. И. Ершова. Получая средне профессиональное образование в Можгинском педагогическом колледже им. Т. К. Борисова, был учеником таких художников-педагогов как Ю. И. Майшев и В. П. Кашин. Получил высшее образование в УдГУ в институте искусств и дизайна по педагогическому направлению. Сейчас продолжает обучение в магистратуре. С 2022 г. преподает рисунок и живопись в художественных школах № 4, № 9 г. Ижевск.

Любовь к изобразительному искусству возникла ещё в детстве. Особенно любил академический рисунок. Писал акварелью, гуашью, но в итоге выбрал масло. Любимые художники: Н. И. Фешин, Д. Веласкес, Рембрандт, Н. Д. Блохин, Тициан.

Андрей Зайцев работает в направлении реализма, классического искусства. Главной темой молодого художника является портрет. В основном, это простые деревенские мужики, старики, женщины, дети. Поскольку художник родился и провёл детство в деревне, эта атмосфера ему роднее и ближе.

Нередко художник обращается к русским классикам литературы, таким как Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, А. П. Чехов, за поиском художественного образа и идеей будущей работы. Так, к примеру, работа «Поминки» выполнена по мотивам «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, где на поминки чиновника Мармеладова пришёл всякий сброд только ради того, чтобы поесть и выпить.

В работах художник задаётся вопросом: что есть русская душа, русский человек, каково его предназначение, судьба. В своём творчестве Андрей Зайцев развивает тему судьбы русского человека: тему рока, праздности, одиночества, радости, разбоя и покаяния; задаётся вопросом, что такое русская душа, каково предназначение человека.

С 23 марта по 14 мая в выставочном центре «Галерея» проходит вторая персональная выставка молодого художника — «Се человек». В экспозиции представлены живопись и графика, созданные за последние два года.


Галерея

Добавить комментарий