Артемий Черкасов

0

«Картина – впечатление от увиденного. Она эмоционально воздействует на зрителя, уводит за пределы реального времени»


Артемий, вы окончили Ивановское художественное училище им. Марка Малютина. А что вы знаете об этом художнике, нравятся ли вам его работы?

Имя Марка Малютина присвоено Ивановскому художественному училищу в 2002 году. Это наш земляк, создававший интересные портреты и пейзажи в жанре соцреализма.

Было радостно увидеть работы Марка Ивановича в Новой Третьяковке на Крымском валу рядом с величайшими художниками XX века. Когда бываем в Москве, стараемся заглянуть на выставку.

Его работы отражают образ человека советского времени. Они выполнены в земельной гамме, что характерно для художников того периода. Но мне ближе светлые пастельные тона, на мой взгляд, в них больше радости.

Вообще, было очень приятно учиться в учебном заведении, названном в честь этого замечательного художника. Традиция называть учебные заведения именами выдающихся мастеров помогает молодым людям более уверенно войти в профессию, так как их творческий путь является примером для подражания.

Вы учились на отделении керамики. А как пришли к созданию скульптур?

Керамика и скульптура тесно связаны. И это единственное отделение, где скульптуру преподавали все четыре года, поэтому выбор направления не был случайным. Пластика — трёхмерное пространство, в котором есть полная реальность формы, в отличие от рисунка и живописи, где присутствует иллюзия объёма. Таким образом, есть возможность более полного самовыражения. Во время создания скульптуры происходит удивительная трансформация бесформенной глины или пластилина в узнаваемые очертания. Посредством творческого процесса невольно становишься подобным Творцу. В этот момент я испытываю ни с чем несравнимое удовольствие и присутствие в вечности, так как бронза, латунь, камень могут просуществовать не одно тысячелетие.

Одна из первых ваших работ — такса в арт-сквере. Говорят, что если её потереть, она исполнит любое желание. Признавались ли вам жители или гости города в том, что их мечта исполнилась?

Я не суеверный, но всем известно, что любое позитивное желание с лёгкостью может исполниться, если в него верить. Да, конечно, признавались, и я очень рад этому. Порой, когда мы прогуливаемся в центре города, то наблюдаем, как дети оживленно играют на ней. Были приятно удивлены тем, что молодожены делали свои первые совместные фото с таксой. Мне периодически присылают фотографии с любимицей нашего города. Собралась уже большая коллекция весёлых кадров. Зимой таксу иногда укутывают в шарф, а летом она красуется в венке из цветов.

Однажды произошел забавный случай. В жаркий летний день шёл мимо арт-сквера. Такса была очень теплая от солнца, как живая, и я решил прилечь ей на спину. В это время мимо проходила пожилая женщина с палочкой. Увидев, что я лежу на арт-объекте, она начала возмущаться, размахивать палкой и требовать, чтобы я немедленно встал, так как, по её мнению, такие вандалы, как я, ломают достопримечательности города. Я молча встал и пошёл дальше, а на душе было очень приятно, что жителям не безразлична сохранность моей работы.

Нос и уши таксы уже давно отполированы. Не жаль своих трудов и приходилось ли скульптуру реставрировать?

После отливки такса была блестящая, и для того чтобы придать эффект патины (а настоящая может появиться только через века), используются специальные материалы, благодаря которым создается реакция в верхних слоях металла. Так как скульптура контактная, то и предполагалось, что нос и уши будут блестеть от поглаживания рук благодарных посетителей.

К счастью, её не приходилось реставрировать. По задумке с таксой происходят естественные предполагаемые изменения. Стоит отметить, что если на бронзовой скульптуре появляются светлые отполированные участки, это говорит о том, что работа получилась удачной, востребованной, к которой хочется прикоснуться.

У вас была мечта создать большую скульптуру, и вы с супругой Людмилой Август придумали носорога. Всё ли задуманное удалось воплотить?

Это был незабываемый процесс. Мы являлись авторами, и нам помогала сплочённая команда. Носорог получился даже лучше, чем ожидалось: живой и красивый, необычный. Удалось совместить разные техники. А что самое главное — преподнести идею в новом прочтении, гордость и богатство нашего города — орнаменты ситцевых тканей. Конечно, всё удалось воплотить. Особенно порадовало, как носорога принимает публика.

Вы создавали восковые модели сувенирного оружия. Насколько важно для этого разбираться в разных видах оружия?

Моё знакомство с литьём по выплавляемым моделям произошло случайно. Это долгий и кропотливый процесс, где по миллиметрам создаётся орнамент на рукояти шпаги. Это требует большой концентрации и твердости руки.

Для создания модели делается ёмкость, в которую заливается расплавленный воск. После того, как он остыл, специальными инструментами вырезается форма рукояти, после чего полируется мелкой наждачной бумагой и наносится орнамент рельефа. С помощью штихиля и маленьких резцов создается рельефный узор. Измерения происходят штангенциркулем. Затем снова идёт полировка, и готовая мастер-модель отдается в литейное производство, где её заливают гипсовой смесью, а после застывания ставят в печь для выплавления воска. В получившуюся форму заливается расплавленный металл. Рукоятку соединяют с клинком и делают ножны.

При создании чего-либо я с удовольствием погружаюсь в изучение истории того, что мне предстоит выполнить, и это очень обогащает внутренний мир.

Несколько лет назад вы реставрировали парковые скульптуры советской эпохи на берегу Рубского озера. Как вы относитесь к тому, что многие памятники архитектуры и в частности скульптуры разрушают сами люди?

В нашем случае очень повезло с заказчиками, которые осознанно сохраняли скульптуры на своей частной территории и отреставрировали их с нашей помощью.

Я считаю, что если бы каждый занимался своим делом и умел создавать, понимал, насколько это сложный процесс, требующий колоссальных затрат времени, сил, средств, то желание беречь ранее воплощённое у многих бы проявилось.

Вообще, на мой взгляд, в настоящее время люди стали бережнее относится к памятникам культуры, сохраняя свою историю.

Знаю, что с вами поделились воспоминаниями те, кто застал скульптуры в отличном состоянии.

Это были кадры любительской съёмки в пионерском лагере в 1958 году. Они есть в нашем ролике «Реставрация парковых скульптур» на канале «Краски ветра». Насколько я помню, один профессор из университета занимался тогда видеосъёмкой, что в то время было крайне редким явлением. Его дочь была в детском лагере, и именно она со своей командой попала в кадры, которые увековечили историю. Эти материалы передал нам другой заказчик. Они просто хотели с нами поделиться и позволили включить в сюжет.

Воспоминания, связанные со скульптурами того периода у многих самые весёлые, на праздники ночью их наряжали, так что утром у всех поднималось настроение.

Что в реставрации самые трудное?

Если физически, то скульптуры были выполнены из специального бетона, который немало весит, и, учитывая технологию крепления частей друг к другу, нужно было приложить немало усилий. Необходимо сначала длинным сверлом около метра сверлить отверстия под штифты, в которые забивалась арматура. Соединение происходило с помощью специальных растворов, таким образом соединялись недостающие части фигуры. Помню, что поднять и присоединить крыло лебедя нам помогали несколько крепких мужчин, чтобы оно находилось в правильном положении. Также требовалось много подготовительных работ по очистке и закреплению недостающих деталей. Руки и нога ребёнка были полностью утрачены, пришлось их лепить заново. В результате это принесло огромное удовлетворение. И вообще, прикасаясь к истории, пришло осознание, как при минимальных возможностях относительного нашего времени были созданы такие шедевры. Было приятно ощущать каждое пёрышко, все рельефы тела, драпировку на одежде.

Не так давно вы создали скульптуру «По всем правилам искусства». Когда её придумывали, создавали в сюжете или это изначально была отдельная фигура?

Это была изначально отдельная фигура, так как заказчиком являлся коллектив частной медицинской клиники. Они хотели сделать подарок на юбилей своему коллеге, известному и талантливому хирургу. Предложили идею: рука со скальпелем. Я с удовольствием согласился и реализовал задуманное.

Как правило, вы большее время тратите на создание скульптур или изучение какой-либо информации?

Всё зависит от того, что предстоит сделать. Так, например, в арт-обьекте «Ситцевый носорог» были задействованы принты тканей советского периода. Чтобы создать грамотную композицию, пришлось заниматься изучением этого вопроса. Часто сталкиваешься с новыми технологиями. В процессе изготовления нужно изучить свойства материалов, а иногда поэкспериментировать, чтобы угадать непредвиденные эффекты. В основном изучение происходит в процессе создания.

Не так давно вы начали писать картины. Как к этому пришли и что уже написали?

Заниматься живописью мне особенно захотелось после последнего посещения Третьяковской галереи, где представлена экспозиция русских художников XX века. Моими любимыми являются Павел Филонов, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Петр Кончаловский.

Мне захотелось писать портреты маслом на большом формате. В настоящий момент я пишу портрет жены. Недавно закончил портрет друга нашей семьи. Много делаю набросков, изучаю различные техники.

Почему именно портреты оказались для вас близки и насколько легко взаимодействовать с натурщиком?

Портрет — один из сложных и в тоже время бесконечно интересных жанров, ведь человеческое лицо необычайно красиво. Взаимодействовать с натурой мне удается легко, так как встречаются восхитительные, интересные люди, готовые подарить частичку своего времени для написания работ. Больше всего мне нравится реакция людей на картину, посвященную им.

Вы совмещаете в себе скульптора и художника. А в чём для вас разница между этими двумя профессиями, и чему вы сейчас отдаете предпочтение?

Моя основная профессия на данный момент вообще никак не связана с искусством, поэтому в любое свободное время я стараюсь заниматься творчеством. В настоящий момент больше предпочитаю живопись, так как в ней можно проследить светотеневое отношение формы. Если нет под рукой глины, то рисую карандашом.

Пожалуй, не стал бы это разделять на разные профессии, так как все взаимосвязано и дополняет друг друга. Большинство художников на протяжении жизни работали в разных направлениях, например, у Врубеля была замечательная керамика, и в тоже время он был выдающимся живописцем.

А есть ли творческие несбывшиеся мечты?

Мне повезло, все задумки и желания реализуются. Конечно, есть мечты, на которые нужны очень большие вложения, ведь скульптура — дорогостоящий вид искусства. Например, есть идея создания арки при въезде в город Иваново, а ещё хотел бы создать парк контактных скульптур с красивым ландшафтным дизайном. Как и любой художник, мечтаю о персональной выставке, на ней я бы представил свои работы. Верю, что это обязательно материализуется в нужное время, и я готов к этому.


Биография

В 2009 году окончил Ивановское художественное училище им. М. И. Малютина, отделение керамики.

В 2010 году создал скульптуру «Такса», установленную в арт-сквере г. Иваново.

В 2011 году создал восковки для сувенирного оружия, сотрудничал с Русской оружейной мануфактурой «Колибр».

В 2012 году реставрировал парковые скульптуры советской эпохи на берегу Рубского озера в Ивановской области.

В 2013 году участвовал в проекте «Ночь музеев», открыта скульптура «Ситцевый носорог» у Музея промышленности и искусства им. Д. Г. Бурылина.

В 2013 году получил премию в конкурсе «Я! Года!» в номинации «Я! Творец!».

В 2021 году создал скульптуру «По всем правилам искусства» — рука хирурга на постаменте.

В настоящее время развивается в живописи. В основном пишет портреты.

Добавить комментарий