Дарья Буравцева
«Для меня больше важно не вдохновение, а силы мотивировать себя на работу»
Дарья, какие вопросы вы ставите перед собой и зрителями как художник?
Эти вопросы сформулировать точно можно только через язык изобразительного искусства, не случайно я делаю именно так. Обычно задаю сразу несколько вопросов. Например, в серии «Моё время» раскрываю проблему современности и одновременно говорю о вечном. Хочу обратить внимание зрителя не только на художника, но и на себя через рассуждение о красоте человеческого тела, одиночестве, социуме. Погружаю зрителя в определённое настроение.
Вы ищете новые способы выражения. Что открыли для себя в последнее время?
Я стараюсь обретать новый опыт. Это помогает смотреть на мир и своё искусство шире, развиваться в направлениях, которые остаются для меня постоянными: живописи, графике.
Вы учились в Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в мастерской историко-религиозной живописи. Что дала вам академия?
Я заинтересовалась академией после посещения Дня открытых дверей в 2010 году. Это, как мне кажется, золотые годы этого вуза.
Мне очень понравилась живопись, также были близки и интересны идеи Ильи Глазунова, любовь к истории нашей страны. Думаю, по этой причине я стала мечтать учиться в этой мастерской. Мне очень нравились работы Ивана Ильича Глазунова, и было бы очень интересно у него поучиться. К третьему курсу я интересовалась историей, хотя композиция давалась нелегко. Понимать её я, наверное, стала уже только на четвёртом курсе.
Академия научила меня учиться и развила любовь к рисунку, композиции, истории, искусству, философии. Дала возможность получить большой опыт, и теперь мне легче развиваться в живописи самостоятельно.
Под руководством сына Ильи Глазунова Ивана вы писали картину «Царская семья в Ливадийском дворце». Чем вам запомнилась работа с мастером? Он вмешивался в процесс или предоставлял свободу творчества?
Тему для диплома мы выбирали ещё на пятом курсе. Я долго не могла нащупать, что именно хочу. Но при этом на нас не давили, давали время подумать и поискать. Пробовала делать эскизы к «Маскараду» Лермонтова, но так и не смогла найти решение и полноценно сформировать идею. Затем вспомнила, что очень люблю время Николая II, захотелось через красоту этого времени передать трагичность событий для нашей страны и этой семьи.
Летом, после работы в Ливадийском дворце, изменила эскиз. Больше опиралась на достоверность, но старалась оставить именно свои первые ощущения и идею. Преподаватели С. Г. Москвитин и И. И. Глазунов, которые вели диплом, старались идти навстречу нашим желаниям и помогали развить именно наши мысли. Это был, наверное, один из самых интересных этапов обучения. Нам позволяли быть самостоятельными, и это давало больше сил и мотивации в работе. Также большой опыт получили в решении проблем, с которыми сталкиваются художники во время работы над картиной. Выбирали свои варианты урегулирования ситуаций, что давало большую продуктивность в развитии, хотя, может, это и было тяжело.
У вас за плечами многолетний пленэрный опыт. Почему пленэры, на ваш взгляд, так важны для художников?
Пленэры бывают двух видов. Один — когда ты свободно пишешь, ищешь новые идеи, развиваешься в живописи путём работы с натурой и погружением в этот мир. Второй — когда ты выполняешь и развиваешь уже свою идею, пишешь и изучаешь через натуру уже выбранную тему. К примеру, едешь на места событий, где происходили события, которые ты хочешь изобразить. И тот, и другой пленэры важны для художника. Мы погружаемся в живопись, приближаемся к истине через изучение натуры.
А как вы выбираете то, что будет запечатлено на картине?
Какой будет работа, решаю ещё до создания эскиза. Уже в эскизе я совсем незначительно меняю нюансы. Часто даю отстояться эскизу, если идея меня не отпускает, пишу. Получается, словно само время делает отбор, говорит о действительной важности работы.
Вы участвовали в первом межрегиональном пленэре художников-волонтёров «Я живописец, красотой я спасу мир» в Севастополе. Чем это оказалось интересным?
Это первый пленэр, на который я поехала самостоятельно. Познакомилась с интересными новыми художниками из разных уголков нашей страны. Мы выполняли общую задачу — создавали выставку и благодаря живописи помогали детям. Это был очень интересный опыт. Я узнала, как другие художники работают на пленэре и мыслят в живописи. После мы вместе делали выставку в Российском государственном художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова, старались передать настроение доброты и радости нашего пленэра.
Вы нередко участвуете в выставках — российских и международных, коллективных и персональных. Любите ли вы смотреть, анализировать свои работы?
Да, это очень важный опыт для меня. Могу посмотреть на работу со стороны, увидеть, как можно её выставлять в выгодном свете. Так я не только контактирую со зрителями, но и начинаю больше понимать, как выстраивать диалог. И, конечно, увидеть, чего не хватает мне в работах.
Вы участвовали в техно-ивентах. Чем необычен этот опыт для вас?
Это очень интересный опыт для меня. Думаю, он сильно повлиял на моё творчество. Удивительно, как разные виды искусства могут работать друг с другом. Я получала большое удовольствие, слушая музыку вживую и при этом работая. Это был перформанс, тоже необычный для меня. Ты при зрителях должен создать произведение, и это очень волнительно, но весьма увлекательно.
Насколько для вас важно вдохновение?
Творчество — важная часть меня. К сожалению, многие интересные идеи приходят в тяжёлые моменты жизни, но реализовывать их можно в стабильные времена.
Для меня больше важно не вдохновение, а силы мотивировать себя на работу. Это бывает очень тяжело. А идеи надо искать вокруг, пропуская через себя.
Всегда ли вы видите, какой будет работа?
Сейчас да. Думаю, это неотъемлемая составляющая реализации идеи. Конечно, выход будет другим, нежели у меня в голове.
Я пришла к видению итогового результата через метод проб и ошибок. Но, думаю, есть более короткие маршруты. Считаю, нужно идти экспериментальным путём, и по дороге что-нибудь найдётся. Считаю, надо всегда анализировать свои картины и процесс работы. Так можно гораздо быстрее добиться результата.
Биография
Дарья Буравцева получила начальное специальное образование в Колледже музыкально-театрального искусства им. Г. П. Вишневской.
В 2010 году с отличием окончила Московский академический художественный лицей РАХ.
В 2019 году окончила Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в мастерской историко-религиозной живописи. Выпустилась с картиной «Царская семья в Ливадийском дворце» под руководством И. И. Глазунова.
В 2021 году окончила ассистентуру-стажировку в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
В 2021 году проходила обучение в преакселераторе проекта Zil creative hub.
Основные выставки и профессиональная деятельность
2010 г. — благодарность Российской академии художеств за серии графических работ «Записки юного врача», «Зимняя Москва».
С 2012 года постоянный участник молодёжных выставок в МОСХ.
2014 г. — участие в выставке «Ступени мастерства» в Центральном выставочном зале «Манеж».
2017 год
Участие в фестивале «Русская весна на озере Гарда».
Поездка на пленэр и выставку в Венецию.
2018 год
Участие в первом межрегиональном пленэре художников-волонтёров «Я живописец, красотой я спасу мир» в Севастополе.
Участие в выставке в арт-пространстве «Тоннель» в МГХПА им. Строганова.
2019 год
Участие в конкурсе и выставке «Еврейская женщина в Танахе в Новом Завете» в МСХ.
Участие в проекте «35х35» музея Copelouzos Family Art Museum, Афины, Греция.
2020 год
Участие в выставке «Новое время 2.0» в Новой Третьяковке.
Преподаватель в колледже МГХПА
2022 год
Участие в выставке «Диалоги. Искусство молодых».
2022-2023 год.
Приглашённый художник техно-ивентов от «Декаданса».
2023 год
Вступление в РСХ.
Участие в международной выставке-конкурсе «Взгляд на Восток. Традиции изобразительных школ России и Китая». Галерея Тушино. Диплом лауреата 1-й степени за работу «Алёна» в номинации «Портрет».
Участие в арт-резиденции и музее «Марьин дом» в Чаколе в рамках проекта «Пинежье — колыбель сказок Севера».
Упоминание в статье Н. И. Аникиной (искусствовед, академик РАХ).
Интересы
Постоянно принимает участие в выставках. Наблюдает за миром вокруг. Ищет новые способы выражения и вдохновения. В своих работах обращается к зрителю через вопрос, который в конечном итоге должен приблизить зрителя и художника к истине. Работает с темами истории и культуры.
Галерея