Елена Мерцай
«Работа художника — это в первую очередь размышления. Размышления об увиденном, пережитом и прочувствованном»
Елена, большую часть жизни вы посвятили искусству. Помните, с чего всё началось?
Любовь к рисованию проявилась в раннем детстве. Рисовала на всём, на чём возможно. И на чём нельзя тоже: на обоях, в школьных тетрадях, дневниках, на собственном теле. Наверное, единственное, чего не коснулся карандаш — это книги, учебники. Как сейчас уже понимаю, рисование для меня было любимым способом выразить восторг, любовь к чему-либо.
Вы говорите, что в основе вашего творчества — всё тропическое. Как и почему выбрали для себя эту тему?
Тропическая тема ещё в детстве для меня была неосознанно родной. Точнее, не для меня, как человека, а для моей души. И сейчас в зените своего творчества я снова, уже осознанно, вернулась к этой теме. Вокруг земного шара по тропическому поясу — таково желание моей души, видимо, ей необходимо сделать такой путь. Ну а я по мере возможности стараюсь передать впечатления и зашифрованные обращения к человечеству. Ведь в тропических картинах чаще всего это не только изображение чего-либо красивого и необычного, но и почти всегда заложенная история-предупреждение грядущих событий. Вторая причина, по которой я посвятила своё творчество тропикам, на мой взгляд, очевидно. И она объясняет тягу человека северных широт ко всякого рода изобилию: солнца, моря, зелени — всего того, чего нам здесь так не хватает. Для меня тропики — это сосредоточие энергии самой жизни на планете земля. Ведь здесь фантазия природы безгранична! И флора, и фауна. Я пишу в стиле реализм, но, возможно, вы заметили некоторую декоративность в моих работах. Она подчёркивает, усиливает затейливость форм и роскошь тропического изобилия, создавая некую утончённость и изысканность диковинного мира тропиков. И по совокупности этих причин я решила создать тропический проект «Согретые солнцем», в котором будет много буйства красок природы и необычных диковинных форм жизни со всего тропического пояса нашей планеты. Будут представлены Южная и Центральная Америка, Азия, Африка, Индия и Океания. Этот проект будет пополняться новыми работами на протяжении всей моей жизни.
Недавно вы участвовали в выставке «Латинская Америка глазами петербургских художников». Какие работы вы представили зрителям, на какие обратили внимание сами?
С большим удовольствием приняла участие в этой выставке, где представила четыре работы: «Противостояние», «Белая сила», «Игуана», «Неожиданная встреча». Для меня это была прекрасная возможность увидеть работы коллег и показать свои. На этой выставке были не только флора и фауна этого природного ареала, но и бытовые сцены из жизни аборигенов. В выставке приняли участие как ещё постигающие премудрости живописи студенты, так и именитые мастера, как Нина Дьякова и Олег Ширинкин. Вместе со мной приняла участие и моя коллега Елена Замлынская, соавтор нашего совместного тропического проекта «Согретые солнцем», в котором мы во всей красе покажем уникальность тропического мира. Этот проект ещё пополняется новыми работами, но уже в этом году начал свою выставочную деятельность.
В этом году вы победили в международном конкурсе «Золотая черепаха». Почему участие в нём оказалось для вас важным?
В этом году я стала призёром в знаменитом конкурсе «Золотая черепаха». Это было хоть и желанным событием, но всё же неожиданным и невероятным, сродни выигрышу в лотерею, так как участников всегда очень много. На конкурсе я представила несколько работ. Призовое место заняла одна из них — «Игуана». Выход в финал и получение призового места являются внутренней ступенькой в развитии любого художника-анималиста.
При этом у вас есть опыт написания картин о конном спорте. Чем запомнилась работа с лошадьми?
В 2022 году я приняла участие в коллективной арт-выставке на конном шоу «Иппосфера». Представила несколько работ, посвящённых лошадям — моей давней большой любви и ещё одному из важных направлений в творчестве.
Кроме того, вы представляли на международных выставках Евразийского Союза художников портреты и пейзажи. Сложно или, наоборот, легко даётся работа над ними?
Я часто участвую в выставках различного уровня — от городских до международных. И не всегда с животными. Я не зашоренный художник, то есть принципиально, намеренно не придерживаюсь одного направления. В моём творчестве отражено много жанров: портреты, пейзажи, военная техника, ню, натюрморты и многие другие. Произведения создаются по велению души. Именно она выбирает то, над чем я буду работать дальше. Причём совсем необязательно, что работы будут выполнены в реалистичном стиле. Картина написана так, как наиболее подходит для реализации, раскрытия идеи, замысла работы. Или в реализме, или импрессионизме, или в абстракции, а, возможно, и в смешении стилей. Но всё же любимое моё направление, жанр на данном этапе — это природа, животные и растения
В основном ваши картины можно увидеть в Санкт-Петербурге и Москве. А был ли опыт участия в выставках в других городах и странах? Что он вам дал для понимания себя в профессии?
В начале творческой деятельности я выставлялась в основном в Мурманске и Мурманской области. Сейчас, после смены жительства, чаще в Санкт-Петербурге и Москве. Принимала участие в международных выставках до COVID-19, но сейчас это несколько затруднительно. К тому же участвовать в онлайн-выставках — удовольствие не из дешёвых. Художник многое делает для продвижения творчества, чтобы его работы увидели люди, но не всё в его силах. И всё же я всегда стараюсь активно участвовать в выставках разного уровня — от городских до международных, как онлайн, так и офлайн.
Ещё один ваш проект посвящён Материи. Какие мысли и идеи вы стараетесь донести до зрителей?
Работа художника — это в первую очередь размышления. Размышления об увиденном, пережитом и прочувствованном. Когда эти три параметра собираются воедино, то и получается что-то значимое, интересное. То есть продуманое сердцем, душой и мозгом. Меня давно притягивала абстракция, но писать картину, основываясь лишь на технике и красивых эффектах, скучно. Непременно хотелось вложить смысл, сюжет в работу. Из наблюдений за различными видами животных и растений я получила много интересной информации о метаморфозах, происходящих с ними на протяжении жизни. Материя всегда трансформируется, изменяется, и этот факт натолкнул меня на создание картин об удивительном физическом разнообразии цвета и формы. Но увидеть это чаще всего мы не можем в силу анатомических ограничений нашего глаза. Так возникла потребность в снимках микроскопом, на основе которых я стала создавать сюжет будущей картины, миры из элементов макросъёмок. Живя в материальном мире, художник часто берёт за основу своих работ что-либо из него. И тому есть веские причины. Этот материальный мир очень красивый в своём многообразии. К тому же даже если художник пишет что-то в целом не существующее, оно всё равно собрано из того, что уже есть или было. Но, на мой взгляд, это не умоляет её значимость во Вселенной, потому что знания об этом важны во всех мирах.
Вы характеризуете стиль работ как микроскопизм. Расскажите об этом поподробнее.
Созданный мною новый стиль в живописи — микроскопизм — основан на снимках, сделанных микроскопом и собранных в смысловые композиции о новой истории из жизни материи.
Какие ещё темы вы бы хотели затронуть в своём творчестве?
Чтобы постигать новые уровни развития, человеку необходимо движение как в личностном, так и в профессиональном плане. И я буду развиваться. Не могу сказать сейчас, какие именно проекты у меня появятся в будущем, но даже имея те, начало которым уже положено, хватит на несколько жизней.
Галерея