Ксения Каплунова

0

«Нашей главной целью было и остаётся продвижение современного русского искусства»


Ксения, как вы создавали онлайн-галерею современного искусства ARTEO?

Эту галерею можно назвать семейным проектом. Основную коллекцию, которая сейчас выложена на сайте, начал собирать в 70-х брат моей бабушки Георгий Михайлов. В то время художники-нонконформисты не могли официально показывать свои работы, поэтому он стал устраивать выставки прямо в своей квартире. Георгий Николаевич занимался современным искусством всю свою жизнь, и после его кончины в 2014 году мы решили, что эта коллекция не должна оставаться на складе. Как и он, мы продвигаем работы молодых художников, это одна из основных целей нашего проекта.

Почему сделали ставку на онлайн-формат?

Этот формат позволяет нам охватить наибольшую аудиторию и не ограничивать себя почти ни в чём. Мы можем выставить любые работы в любом количестве, картины могут увидеть и заказать клиенты со всего мира.

Вы создавали выставку с партнёром, чье имя раскрывать не спешите. Как между вами распределены обязанности и что вы делаете, если не приходите к общему решению?

Если мы никак не можем найти компромисс, стараемся узнать мнение третьей стороны. В самом начале я отвечала за концепцию, дизайн, наполнение сайта, а он за техническое воплощение и следил за тем, чтобы сайт получился максимально удобным.

В момент запуска к нам присоединился ещё один партнёр — издатель и коллекционер Игорь Сазонов, работы из его собрания русской живописи также есть на сайте. Сейчас наша команда стала ещё больше, у нас разные зоны ответственности и уже нет особых причин для споров.

В онлайн-галерее представлена коллекция Георгия Михайлова.

Да, и хочу сказать, что у этой коллекции очень сложная судьба. Квартирные выставки, с которых всё начиналось, проводились совсем недолго — в Советском Союзе это было запрещено. Михайлова за них дважды арестовывали, и после освобождения он был вынужден уехать за границу и забрать большую часть коллекции с собой. В Европе он много раз выставлял свою коллекцию, в Берлине у него была постоянная экспозиция. Георгий Николаевич вернулся в Россию, когда СССР уже распался и открыл галерею в Петербурге на Литейном проспекте. Племянница Михайлова, режиссёр и сценарист Анна Коваленко, помогала Георгию Николаевичу вести дела и написала его биографию, где есть вся эта непростая история. Без её участия нашего проекта бы не было.

Как вы выбираете художников и их работы — отталкиваетесь от личных предпочтений или опираетесь на вкусы аудитории?

Мы выбираем работы тех авторов, на которые хочется смотреть снова и снова, каждый раз открывая для себя что-то новое. Например, такие, в которых можно найти скрытые пасхалки или картины с историей, которую захочется рассказать гостям.

Нам очень повезло — мы начали работать совсем недавно, а нам уже доверили свои работы замечательные художники. Например, Юля Сумзина, которая пишет потрясающие акварели. Или Юлия Беласла с её серией «За маской», тема которой — скрытые переживания человека в эпоху, когда очень многие подробности личной жизни становятся известны окружающим.

Важно не только сделать верный выбор, но и договориться о сотрудничестве. Как это происходит и что пока ещё вызывает трудности?

Пока нам очень везёт, трудностей в переговорах с художниками не возникало ни разу. Надеюсь, так будет и дальше.

Иногда художники желают продвигать себя самостоятельно. Насколько сейчас это верное решение?

Я думаю, что создание личного бренда — это всегда правильное решение. Художник может продвигать себя и сам, и через онлайн-галереи, одно не противоречит другому. Всегда интересно узнать, о чём думает автор, увидеть процесс создания работы — об этом может рассказать только сам художник, и это, конечно, повышает интерес к его творчеству. 

Наш век — время информационных технологий. И это хоть и заезженная фраза, но факт. А что способствует успешному продвижению кроме интернет-ресурсов?

Кроме интернет-ресурсов очень важны офлайн-мероприятия, потому что вживую работы производят совсем другое впечатление. Когда художник рассказывает о своём опыте, о том, где он побывал, о своём видении мира, его картины раскрываются по-новому.

Ваш отец, Владимир Каплунов, занимается продажей русского искусства, работал в Лондоне и Париже с аукционными домами Sothebys и Drouot. Какие ключевые знания, навыки он вам передал и как они помогают сейчас?

Благодаря ему я узнала, как проходит организация выставок на крупных площадках в Москве и Петербурге, смогла  познакомиться с интересными людьми и получила первый опыт общения с клиентами. Я очень благодарна папе за эту возможность. Недавно мы готовили совместный проект с Русским музеем — выставку работ Ивана Годлевского в Михайловском замке.

Вашей галерее три года. Какие цели вы ставили перед собой в самом начале и какие цели поставлены на будущее?

Нашей главной целью было и остаётся продвижение современного русского искусства. Мы также планируем выйти на европейский и китайский рынки в ближайшем будущем.

Знаю, вы всерьёз увлечены изучением китайского языка. Насколько тяжело он вам даётся?

Мне очень повезло с преподавателем, благодаря ей я учусь с удовольствием и как-то незаметно для себя преодолеваю все сложности. Например, в Китае своё представление о течении времени, полностью отличное от нашего, это отражается в языке и очень интересно.

Языки и искусствоведение — два ваших увлечения, переросших в профессию. А есть ли у вас ещё хобби?

Ещё я очень люблю книги и конный спорт, когда-нибудь хочу купить свою лошадь.

А вы сами пишете картины?

К сожалению, я совсем не умею рисовать. Тем больше моё восхищение теми, кто способен увидеть картинку и несколькими движениями перенести её на бумагу или холст. Когда я училась в Академии художеств, у нас на первом курсе раз в неделю было рисование. Можно было выбрать простые натюрморты с шарами и конусами, а можно — голову античной статуи. Я смотрела на них и больше всего боялась, что нужно будет изобразить Зевса, его бы я точно не смогла нарисовать. Мне так и не пришлось этого делать, курс быстро закончился, но я смогла отчасти представить, какой путь проходит художник, прежде чем создать свои гениальные работы.

Почему для вас важна живопись?

Как и другие виды искусства, живопись даёт возможность взглянуть на мир глазами автора, перенестись в другую эпоху, найти в его творчестве скрытые смыслы. Это позволяет выйти за пределы существующих границ восприятия, делает жизнь многограннее и ярче. Думаю, искусство как способ познания мира нужно каждому из нас.


Биография

Ксения Каплунова родилась в 1992 году в Санкт-Петербурге, окончила филологический факультет СПбГУ по специальности «Переводчик с немецкого и английского» и Академию художеств по специальности «Искусствовед».

Отец, Владимир Каплунов, занимается продажей русского искусства, работал в Лондоне и Париже с аукционными домами Sotheby’s и Drouot. Каждый год устраивает выставки в Москве и Петербурге.

Ксения занимается картинами с 2020 года, вместе с ещё одним основателем разработала концепцию онлайн-галереи paintingsandprints.ru, где художники могут выставить и продать свои работы. На сайте также представлена коллекция Георгия Михайлова, который увлекался искусством ленинградского андеграунда и всю жизнь поддерживал молодых художников, устраивал выставки их работ в России и в Европе.

Сейчас Ксения учит китайский и старается узнать больше о древней культуре Китая.


Галерея

Добавить комментарий