Людмила Август

0

«Гениальные мысли приходят многим людям, порой в самые неподходящие моменты. Их надо успеть поймать из тонкого мира, зафиксировать и реализовать. Именно это определяет творца»


Людмила, ивановцы знают вас как художника, не боящегося экспериментировать. Так, на днях во время спуска на горных лыжах в Плёсе вы написали картину «Траектория». Как придумали идею и как её реализовали?

Мой канал на YouTube называется «Краски ветра». Вот уже несколько лет прибываю в ощущении полёта и летящих красок. Хотелось попробовать ощутить нечто подобное. Недавно катались на горных лыжах, и я подумала: а что, если взять с собой краски и холст? В очередной раз меня пригласила Алла Шарова, мой друг и инструктор по горным лыжам и чемпионка по подводному спорту (фридайвинг), компанию составили её сестра Вика и сын Женя. Мы приехали в Плёс на горнолыжный курорт «Миловка». Трасса была практически свободна, гололёд, скоростные лыжи и уже темнело. У камеры, которая крепится на шлем, вздулась батарейка, и она не включилась. «Прямо идеальное время для очередного проекта», — подумала я, когда съехала пару раз, практически не чувствуя сцепления. Потом включилась концентрация: вот чемодан с красками уже лежит, ручки к холсту муж прикрутил, не задавая лишних вопросов, ещё дома, через полчаса будет темно, последний раз приехали в этом сезоне, что-то да получится. И получилось! Девочки снимали просто на телефон. Я ехала, видела всё вокруг, словно у меня пять глаз, как у пчелы, и не видела ничего одновременно. Пребывание во вне, время спуска казалось бесконечно долгим, хотя всего 300 метров. Сумка через плечо, акрил выдавливала на холст и немного помогала кисточкой. Два спуска и две картины. Плавно стекают толстым слоем краски и сияют под фонарями. Живые, настоящие, совершенные, независимые. В этом пространстве есть всё и нет ничего. Просто это краски ветра.

Больше десяти лет назад вы написали картину в воздухе во время прыжка с парашютом. Расскажите, как это было.

Когда первые два раза я оказалась в свободном падении и испытала огромное количество эмоций, мне захотелось поделиться ими и запечатлеть прямо в воздухе. Третий прыжок был уже с красками, они находились в руках и карманах, на мне был привязан холст, на котором закрепили кисти.

В этот момент благоприятно сложились все обстоятельства, нашлись ребята, которым это интересно, за что я им бесконечно благодарна, и всё получилось. Рисунок с автографом был готов уже на высоте 1000 метров.

Прошло столько лет, но во сне я часто повторяю эту траекторию полета.

Ещё вы создаёте арт-объекты. Как придумывали и делали ситцевого носорога и какова его судьба?

«Ситцевый носорог» — это социальный проект, который отражает промышленную историю города. В 2013 году сотрудники Музея ивановского ситца пригласили поучаствовать в акции «Ночь музеев». Сразу пришла мысль создать что-то масштабное. В городе уже стояла скульптура, созданная Артемием Черкасовым, — такса в арт-сквере, она пользовалась большой популярностью. И Артемию хотелось уже сотворить большую скульптуру, особенно носорога. И тогда был подходящий момент для этого. Оставалось придумать декор. И я его увидела во сне.

Интересно, что в основе скульптуры — металлический каркас, на котором закреплены пенопластовые блоки. Из них различными способами вырезалась форма, особенно ускоряла процесс «горячая струна». Потом на сформированный образ наносились композитные материалы с водо-, влагонепроницаемыми покрытиями, обладающие противоударными свойствами, придающие жёсткость. В декоре — образцы ивановских ситцев, представленные в коллекции музея. Потом носорог был перевезён в Санкт-Петербург, в оранжерею Таврического сада. Сейчас он находится в Центре детского творчества города Фурманова Ивановской области.

Вы не только придумываете оригинальные перформансы и арт-объекты, но и пишете необыкновенные картины.

Спасибо, так приятно. Мои картины объёмные, их можно потрогать. Недавно начала использовать люминесцентные краски. Когда рельеф светится в темноте, это просто завораживает. В мастерской просыпаешься — кругом такие картины, как в загадочном лесу. Наше пространство друзья часто называют «Нарния», ведь здесь создаются новые миры.

Ещё я занимаюсь эфирными маслами и однажды пришла идея создавать картины с ароматом. Это интуитивный творческий процесс. Мне всегда казалось, что этим опытом руководствуется наука, но ведь именно творческие личности создавали лучшие духи в мире! Как это происходит, я не понимала, но всегда хотелось изучить маленькие флакончики, где живут природные богатства растений, собранные в 50 странах мира. Сначала я просто восхищалась и применяла ароматы везде, а затем стала создавать картины и ароматы для них. Настоящая алхимия! Листья растений, цветы, их корни, смолы, плоды — взаимодействие с ними позволяет выходить на метафизический уровень. Повысилась сверхчувствительность, усилилась интуиция. Я очень благодарна заказчикам за их смелость и доверие, которые позволяют реализовать мои идеи.

Пять лет назад вы организовали выставку «Сотворение». Чему она посвящена?

Выставка «Сотворение» посвящена самым красивым, уникальным и необычным местам нашей планеты, созданным без участия человека. Учёные бьют тревогу, беспокоясь о сохранении озер, вулканов, пещер, минеральных источников… Сейчас у туристов есть возможность посетить эти памятники природы. Но при этом надо позаботиться об окружающей среде и сберечь её.

Многие места, изображенные на картинах, занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда вы писали работы, вы ездили туда или писали с фотографий?

Всего я посетила 13 стран. Именно в этом проекте четыре места, где удалось побывать: пещера Падирак, маленькая деревушка Этрета во Франции, Памуккале в Турции и Мраморный каньон в Карелии.

Однажды отправилась в автобусный тур по Европе. Мы посетили множество дворцов, известных музеев, но ничто так не впечатлило как скалы в деревушке Этрета во Франции, в которую заехали случайно. Это место полюбила всем сердцем. Оно настолько родное, что хочется вернуться туда снова. Здесь теряется ощущение времени и пространства. Необычайная энергия места, пропитанного глубиной смешанного воздуха, колоритного крика чаек изменили мое мировосприятие. Кстати, раньше я не знала об этом, в Этрете творили великие художники, всё здесь было наполнено вдохновением.

Вы проявили себя и как педагог — учили рисовать сельских жителей от 6 до 87 лет. Чем проект оказался важен для вас и ваших учеников?

С таким теплом мы все вспоминаем это время — и организаторы, и участники проекта. Рисовали наше село Скомово Гаврилово-Посадского района Ивановской области, с живописными окрестностями. В пленэре на природе участвовали сами жители, все, кто связан с этим местом, мои родные. Кто-то умел рисовать, кто-то мечтал. А моя бабулечка, которой как раз было 87, даже не мечтала. Это была первая и последняя её картина, дом детства, в котором она жила. Я тогда восхищалась просто её смелыми мазками. Это сохранилось на видео. очень дорогие для меня кадры. Моя мама начала тогда рисовать, потом даже участвовала в выставке. Мой дар определённо от родных. Просто никто не позволял себе такую роскошь — быть художником.

Вообще, я посчитала, за всё время примерно 3000 человек, больше, конечно, детей, прошли у меня мастер-классы в Иванове и в Санкт-Петербурге. Многие участники, как обычно это бывает, купили краски, холсты, кисти и продолжают творить. Для меня, пожалуй, зажечь искру — это наивысшее благо.

Вы занимались росписью стен. Какие сюжеты подобрали и насколько сложными оказались работы?

Барельеф и роспись стен — это когда моя гигантомания просто ликует! Люблю пространство, большие объёмы. Причём для меня это легче и быстрее, чем сделать что-то мелкое. Физически это трудозатратно, особенно когда по стремянке нужно несколько десятков раз в день подняться, спуститься, отойти и приблизиться. При создании барельефа на первом этапе, когда работаешь мастихином, испытываешь наслаждение, состояние длительного блаженства. А потом, когда материал застывает, нужно много физической силы приложить, чтобы всё было гладко, с красивыми переходами. Руки защитить практически невозможно, в перчатках не чувствуешь структуру, подушечки пальцев стираются. Наждачками и стамесками тоже создаётся форма, поэтому за тебя её никто не сделает. В общем, занятие не для неженок. Для всего этого нужна хорошая физическая подготовка. Я хожу на растяжку, в бассейн, люблю лыжи, особенно горные. Пилатес, йога, гвоздестояние, дыхательные практики, каошики — любая приятная возможность даёт свободную энергию, и тогда всё получается легко и с огромным удовлетворением.

Сюжеты могут быть самые разнообразные. Барельеф — это в основном растительные и абстрактные мотивы. Всё согласовываем, нужно, чтобы заказчикам и мне это нравилось. Роспись стен, как правило, для детей. Мне доставляют большое удовольствие такие заказы. Особенно приятно, когда полностью доверяют, рисовать гигантские цветы и «парящие планеты».

По первому образованию вы экономист. А как пришли к живописи и декорированию?

Да, у меня необычная биография для художника. Я не окончила даже художественную школу, была лишь на нескольких занятиях, которые показались очень скучными. Но с самого детства знала, что буду художником. В школе любила труд и рисование. И, конечно, учителя по этим предметам тоже были самыми любимыми! Валентина Николаевна Хрипунова — мой друг и наставник многие годы.

Родители старались, чтобы я выросла человеком, заняла хорошую должность. Для этого мне пришлось окончить экономический факультет. Мне говорили: «Получишь образование — и на все четыре стороны».

Я тогда училась в Ивановской текстильной академии на факультете экономики и дизайна. Отмечалась на своих уроках и шла по переходу на кафедру текстильного дизайна к профессору, заслуженному работнику культуры РФ Наталье Григорьевне Мизоновой вольным слушателем. Мне можно было рисовать вместе со всеми. В общежитии мы тоже жили с художниками, и никто особо не вникал, где я вообще учусь. Поэтому со мной происходило всё самое интересное, и я благодарю Вселенную за то время и возможности. Первые пару лет каждую сессию висело заявление о моем отчислении. Я продержалась благодаря тому, что играла на сцене. «Студенческая весна» давала возможность таким как я получить образование. Когда прошли предметы, не соответствующие моему восприятию, учиться стало интересно. Последние два курса я уже вышла на повышенную стипендию, сама написала и защитила два диплома по экономике. Мне сейчас это реально очень помогает.

После пяти незабываемых лет мама даже не предполагала, что я пойду дальше своим путем. Тогда это было практически невозможно. Я стала индивидуально заниматься с Татьяной Леонидовной Щербаковой. Она тогда преподавала в текстильной академии, и её знания создали меня заново. Прошла настоящая перезагрузка. В 2008 году я окончила Международную школу дизайна в Москве по специальности «Дизайнер интерьера и декорирование». Посмотрев мои работы, меня сразу взяли в экстернатуру. В Санкт-Петербурге окончила курсы скульптуры у Александра Спиридонова, основателя школы Sculpt Art. Поступила в РГПУ им. А. И. Герцена на отделение живописи в Университет промышленных технологий и дизайна. Но учиться на очном отделении и одновременно работать и снимать жилье в Санкт-Петербурге не представлялось возможным. Я приняла тот факт, что художественное академическое образование мне не так уж необходимо. У меня свой путь.

Сейчас иногда хожу в мастерскую на занятия к ивановскому художнику Вячеславу Тимофеевичу Ершову. Полтора года я его уговаривала —никого не берет сейчас. В общем, мне повезло. Он гений. Просто видеть, как он создаёт картины, слушать, когда он читает свои произведения, учиться у него — это бесценно. Я просто учусь у лучших.

Знаю, что в Санкт-Петербурге вы изучали методы арт-терапии в психологическом консультировании и даже одно время консультировали. С какими запросами можно прийти на арт-терапию, и к чему нужно быть готовым?

С помощью арт-терапии можно решить, пожалуй, все вопросы, касаются ли они здоровья, карьеры, изобилия, любви, взаимоотношений, реализации. Причём плавно и красиво: Готовыми надо быть к полной открытости, чтобы вытащить все эти многолетние занозы. И это достаточно болезненно. Навыки рисования не нужны. Работа происходит с линиями, пятнами, образами. И только потом во второй части — релаксация. Сейчас я не провожу такие консультации. Это энергозатратно. С моей синестизией это сложно. Я очень чувствую других людей, как сканер, у меня гиперчувствительность. Нужно было выбрать: создавать или помогать закрывать гештальты. Я применяю это только в позитивном русле. Сразу перехожу ко второй части. Вообще поняла, что это копание не так и необходимо. Достаточно просто быстренько освободиться и наслаждаться жизнью. Собственно жизнь и создана для радости, созидания и любви. Создаю свои произведения с высокими вибрациями, которыми необходимы для заказчиков. Направляю и заряжаю энергиями на их желания и мечты. Хотите верьте, хотите нет, но это правда работает и приносит счастье.

По вашему мнению, что важнее — практика или гениальная мысль? И согласны ли вы с теорией, что 10 тысяч часов делают из любого профессионала или «кому-то дано, а кому-то нет»?

Скульптор Ники де Сен-Фалль писала: «Когда я впервые встретила Жана, я была 25-летней девчонкой с полными карманами рисунков. Я мечтала о строительстве безумного замка, часовни всех религий. Когда рассказала, он не смеялся. Он принял мечту всерьёз. Я сказала, что мои мечты больше, чем мои возможности. И он ответил словами, которые изменили мою жизнь: «Ники, мечта — это всё. Технология — то, чему мы можем научиться». Создавать то, что еще не существует, я считаю, это наивысшая точка творческого экстаза, когда твоя мысль материализуется. Гениальные мысли приходят многим людям в самые неподходящие моменты. Их надо успеть поймать из тонкого мира, зафиксировать и реализовать. Именно это определяет творца. Необходимо отсутствие страха, желание и свободный ум. Создавать можно начать в любом возрасте, при любой профессии. Дано всем в разных сферах, нужно понять своё предназначение и двигаться, изучая и экспериментируя. Искусство бесконечно. Разумеется, чем больше практики, тем быстрее и качественнее идея обретает форму.


Биография

Людмила Август — художник, дизайнер, декоратор, новатор.

В 1999 году окончила Ивановскую государственную текстильную академию по направлению «Экономика», а в 2000 году — по специальности «Экономика и управление на предприятии».

В 2008 году прошла обучение в международной школе дизайна в Москве, присвоена квалификация «Дизайнер интерьера и декорирование».

В 2016 году окончила Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, присвоена квалификация «Методы арт-терапии в психологическом консультировании».

В 2012 году совершила уникальный перфоманс «Краски ветра» на высоте 2,5 км в свободном падении, в прыжке с парашютом, в Иванове. Была нарисована картина в воздухе.

В 2013 году стала одним из авторов арт-объекта «Ситцевый носорог».

В 2015 году проект Людмилы «Переплетения» (макрофотографии переплетений ивановских ситцев) вышел в финал европейского конкурса. Участники были из 40 стран. Организатором конкурса стали «Викимедиа РУ», «Роскосмос», журнал «Наука и жизнь».

В 2016 году Людмила организовала проект «Трафареты лета» в селе Скомово Гаврилово-Посадского района Ивановской области. В нём участвовали жители и гости от 6 до 87 лет.

В 2017 году создала коллекцию из 17 картин «Сотворение». Многие места занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как исчезающая красота.

В 2018 году создала авторскую коллекцию одежды по мотивам картин выставки «Сотворение».

В 2019-2022 годы расписывала стены в приюте «Колыбель». Автор проекта «Я такая в маму», а в 2021 году — в православной школе в церкви Георгия Победоносца в Иванове.

В 2022 году получила международный сертификат «Специалист по эфирным маслам do Terra» и начала создавать картины с ароматом. Объединила в одном произведении картины и макраме. Создаёт картины в объёмной технике. Большая часть работ находится в частных коллекциях.

В 2023 году во время спуска на горных лыжах в Плёсе написала картину «Траектория».


Галерея

Добавить комментарий