Мария Бояркина
«Творчество проявляется в каждом мгновении жизни»
Мария, о своей деятельности вы говорите больше как о творчестве, нежели об искусстве. В чём разница между этими понятиями и где проходит грань между первым и вторым?
Каждый художник в первую очередь занимается творчеством. Это сам процесс. Это игра с материалом и своими состояниями. А искусство — это уже результат. Изначально я рисую, потому что мне это нужно. Мне нравится рефлексировать во время создания картины, и, наверное, для меня важнее сам процесс, творчество. Но когда я вижу реакцию людей, иногда даже слёзы, понимаю, что визуальный текст в моей картине был прочитан, и в этот момент творчество превращается в искусство.
Вы получили диплом педагога изобразительного искусства в Сибирском федеральном университете. А что вам нравится больше — преподавать или писать картины?
Сложно дать однозначный ответ. Иногда хочется побыть наедине с собой и рисовать картины, в этот момент я наполняюсь энергией. Но также я очень люблю работать с людьми, помогать им раскрывать свои возможности, погружать в медитацию процесса живописи, быть полезной. Особенно приятно, когда люди продолжают развиваться и дальше в этом направлении. Но это уже про отдачу энергии и очень важно соблюдать баланс и понимать, готова ли я делиться или нужно наполниться, чтобы не произошло выгорания.
Два года существовала мастерская изобразительных искусств для детей и взрослых Maslo. Почему для вас было важно обучать и маленьких, и больших учеников и почему вы решили закрыть проект?
Это был очень крутой проект, изначально направленный на взрослую аудиторию. Миссия его — рассказывать об искусстве и показывать, что никогда не поздно начать рисовать.
Со временем к нам начали приходить школьники, с ними я занималась больше в индивидуальном порядке, давала знания, которых мне хватало в художественной школе.
Также школа была нашей мастерской, где мы с коллегами-художниками экспериментировали с новыми и старыми техниками и направлениями. В этот период я сделала очень много копий картин старых мастеров и современных художников, такая практика повысила мою технику в разы.
Мастерскую закрыла после карантина, это был момент переосмысления. Школа требует отдачи 24/7, мне стало не хватать времени на семью. Просто наступил другой период в жизни, после которого я начала писать уже свои картины.
Мария, вы говорили, что способны вдохновить на творчество любого. А как, например, увлечь физика или математика, полностью погружённого в цифры?
Я не ставлю себе задачи научить рисовать всех людей на свете. Важно, чтобы человек пришёл изначально с желанием испытать себя в чём-то новом, и я с большим удовольствием делюсь своими знаниями. А физик это или музыкант — значения не имеет.
Знаю, что вы большое внимание уделяете благотворительности, занимаетесь с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с воспитанниками детских домов.
Есть клуб «Ротари», мы проводили мастер-класс для взрослых, а все вырученные деньги шли на организацию мероприятий для ребят из детского дома и для деток с ограниченными возможностями здоровья. В этом году клуб проводил зимний бал для таких детей.
Сейчас в Красноярске проходит ваша персональная выставка. Как вы к ней готовились?
Персональная выставка — очень серьёзный шаг для любого художника. Ты заявляешь о себе на публику. Открываешь свою душу для всех, показываешь личный дневник, зашифрованный в визуальную форму.
С подготовкой выставки мне очень помогли в самой резиденции Каменка. У меня был куратор Александр Сорокин, да и все в команде очень идейные ребята. Сказать, что я в восторге от организации — ничего не сказать.
Изначально я отправила фото работ на рассмотрение в резиденцию, и после одобрения мне нужно было собрать как минимум 12 картин. Многие холсты были уже приобретены, и главной задачей было собрать их вместе. Одна картина была за 100 км от города!
На выставку я отобрала картины, написанные именно маслом. Портреты и акварель приберегу для следующей выставки.
Есть мнение, что художнику очень сложно найти площадку для выставки. Так ли это на самом деле?
Я думаю, главное — заняться этим вопросом, и площадка найдется. Важно, чтобы сам художник был готов к публичному обсуждению его творчества. Исходя из своего опыта, рекомендую всем молодым художникам из Красноярска для первой персональной выставки обратиться в резиденцию Каменка, там подскажут и во всём помогут!
Сейчас вы вдохновляетесь сибирскими пейзажами. Что в них, на ваш взгляд, такого особенного, чего нет в других местах России?
Я родилась в Сибири и люблю проводить время в таёжной деревне, где загородный дом на берегу Енисея и моя мастерская. Вдохновляюсь пейзажами и тишиной тех мест, походами по Красноярским столбам. Я не отрицаю красоту других мест в России, просто роднее мне наши просторы.
Вы говорили, что как только узнаёте о новых техниках и материалах, сразу стараетесь узнать их поближе. А с чем познакомились совсем недавно?
Сейчас я изучаю книжную иллюстрацию, совмещаю акварель, маркеры, сухие материалы и довожу до ума работы на графическом планшете. Это очень увлекательно.
Вы расписывали костюмы для «Дельфийских игр 2022». Есть ли для вас разница, где писать — на холсте или костюмах?
Это называется кастомизация одежды. Дизайнер Анна Дунаевская отшивала костюмы, а я занималась их росписью. Также для каждой номинации разрабатывала эскизы.
Разница, конечно, существует, у каждого творческого направления есть особенности, материал диктует свои правила и под них нужно подстраиваться.
Несколько лет назад вы стали мамой. Как удаётся совмещать материнство и художественную деятельность? Есть ли у ребёнка желание творить вместе с вами?
Сыну в июне будет пять, с каждым годом совмещать материнство и творческую деятельность становится всё легче. Марк рисует рядом со мной за холстом и даже начал осваивать графические программы и рисовать на планшете в Fotoshop.
Есть мнение, что жизнь — это и есть творчество. Согласны ли вы с этим утверждением? Что для вас значат и жизнь, и творчество?
Творчество проявляется в каждом мгновении жизни. Это поиски, ошибки, удачи, взаимодействие с «материалом». Жизнь — чистый холст, а что на нём будет зависеть от тебя. Главное — научиться наслаждаться процессом.
Биография
Родилась в Сибири, в Красноярске.
Окончила детскую художественную школу им. Сурикова. Получила диплом «Педагогическое образование» в Сибирском федеральном университете. Профиль образовательной программы: изобразительное искусство.
Окончив институт, открыла мастерскую изобразительных искусств Maslo, которая существовала с 2019 по 2020 годы. Здесь Мария проводила ознакомительные мастер-классы по живописи и рисунку. Подготавливала студентов к поступлению в художественный институт, читала лекции о направлениях и стилях в живописи, показывала биографические фильмы про художников.
Сейчас Мария совмещает материнство и художественную деятельность. Участвует в различных творческих проектах, любит экспериментировать и ставить перед собой новые задачи. Как только узнаёт о новых техниках и материалах, сразу старается узнать их поближе. Продолжает преподавать мастер-классы по живописи.
В настоящее время находит наслаждение в сибирских пейзажах, и масло остаётся приоритетным материалом в написании картин. Сейчас в Красноярске до середины мая проходит персональная выставка Марии на Каменке. Енисей, горы и туман — главные темы её работ.
Галерея