Мария Дергунова

0

«Творчество в любом его проявлении всегда было для меня жизненно необходимо»


Мария, как и для чего вы пишете картины?

В первую очередь я пишу картины, чтобы создать некий диалог со зрителем, рассказать о своих чувствах, воспоминаниях, переживаниях, показать свой взгляд на простые вещи. Также творчество в любом его проявлении всегда было для меня жизненно необходимо.

Я помню, как даже в детстве могла целый день не находить себе места из-за того, что мне хотелось что-то придумать, создать. Обожала делать всяческие поделки из хлама: коллажи, аппликации, складывала фигурки из пуговиц, клеила макеты, ну и, конечно, много рисовала. Сейчас я также могу не находить себе места, если идея не идёт или вдохновения нет. Я действительно могу это назвать «творческими муками», то есть картины не всегда даются мне легко, к сожалению.

Иногда вы пишете картины в прямом эфире на Twich.

С платформой Twich меня познакомил муж. Он в этой теме уже несколько лет — стримит там игровой контент. И как-то раз я заинтересовалась, а что вообще на этой площадке люди транслируют. Оказалось, что именно творчества там крайне мало. Я и решила попробовать занять эту нишу. И действительно, вижу, что людей привлекает традиционное искусство на Twich. Многие удивляются, видя прямой эфир с живописью маслом, так как такого контента именно на этой площадке в русском сегменте практически нет, и зрители со мной остаются. А для меня прямые эфиры — это также приятное времяпрепровождение, необходимая доза общения, так как в жизни я довольно мало контактирую с людьми.

Вы учились на архитектора в Саратовском государственном техническом университете. Почему не стали работать по специальности, а переключились на живопись?

Как я уже говорила, рисовать я любила с самого детства, но пошла учиться на архитектора, потому что в моей голове сложилось мнение, от окружающих, скорее всего, что архитектор — это «серьёзная, настоящая» профессия, а художник как будто бы нет. Конечно, сейчас я уже так не думаю.

Поступив учиться, столкнулась с тем, что мне уже на обучении не хватало творчества, а после, если бы я всё-таки пошла работать по профессии, было бы ещё меньше свободы, строгие нормы и чертежи, а не рисунки. Эта профессия прекрасна, но она не для меня.

Вы чуть не бросили творчество. Что стало мотивацией задержаться?

Я просто в какой-то момент осталась без работы. И мне совесть не позволила сидеть без дела, а идти на очередную работу, никак не связанную с творчеством, было уже не в моих силах. И я взялась писать картины. Сначала это было хобби, рука вспомнила, и я решила дальше развиваться в живописи.

Поэтому вы учились на курсах в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Что дал вам этот опыт?

Меня не покидало ощущение, что я что-то упустила. Чувствовала свои слабые стороны, например, написание портретов и фигуры человека, так как на архитектуре этому было уделено, конечно, совсем мало времени. Мне казалось, то, что я пропустила обучение в каком-либо художественном училище или академии, мешает мне двигаться дальше.

Я отходила на курсы всего три месяца, подтянула немного портрет, ну и погрузилась в потрясающую атмосферу академии — опыт однозначно полезный!

Портреты и людей я, кстати, всё так же не пишу, но почему-то после обучения у меня ушёл этот комплекс, я себе позволила работать в тех темах, которые у меня получаются, и больше не чувствую себя неполноценным художником.

Сами ведь тоже стремились передать знания по живописи ученикам, для этого даже открыли свою студию. Чему учили и учились вместе с детьми и взрослыми?

Я сначала работала в найме преподавателем, параллельно с преподаванием базового рисунка подтягивала свои слабые стороны, пробовала новые для себя материалы — пастель, масло. Думаю, основной рывок в рисунке и живописи мне дал как раз этот педагогический опыт.

Я не могла себе позволить знать недостаточно, боялась, что не смогу ответить на какие-то вопросы учеников, поэтому постоянно занималась саморазвитием во всех необходимых направлениях. В итоге вела и живопись, и рисунок пастелью, акварелью, готовила ребят к поступлению, давала индивидуальные занятия.

Затем уже решили с мужем открыть свою студию. Тут уже пришлось освоить и тонкости ведения бизнеса. В общем, весь этот опыт дал мне огромное количество навыков.

В то же время вы успеваете писать картины. Ваш дом напоминает больше мастерскую или галерею?

Ради того, чтобы писать картины, со студией и преподаванием пришлось попрощаться. Я отдала приоритет развитию и продвижению личного творчества.

Мой дом похож больше на мастерскую, я даже больше скажу: у нас дома не висит ни одной моей картины, такой сапожник без сапог. Но я планирую исправить это.

Художники ищут свой стиль и придерживаются его. Как бы вы могли охарактеризовать свою манеру написания? Удаётся ли её сохранять или иногда отступаете от выбранного направления?

Поиском техники я занималась много лет. Работы двухлетней давности написаны как будто чужой рукой, и они все такие разные, я экспериментировала и с материалами, и с техниками, не понимала, что мне больше нравится. Но всегда знала, что при таком подходе, мне не добиться самого главного для художника — узнаваемости. И в начале 2022 года я решила, что уже «нагулялась» по техникам и пора остановиться на чём-то одном. Выбрала масло и мастихин, так как всегда любила пастозную живопись. Моя техника, скорее, не меняется, а обрастает новыми приёмами и авторскими фишками. Некоторые работы получаются немного другими — на это может влиять и настроение, и тема работы, и, например, какой-то другой холст, но я думаю, что всё равно что-то общее всегда есть.

Какие темы в искусстве вам наиболее близки?

Я пишу атмосферу — для меня это основная цель, а где я пытаюсь её найти — это уже второстепенное. Чаще всего изображаю городскую среду, но есть и природные пейзажи, интерьерные. Наверное, сейчас у меня просто период изучения атмосферы города. Возможно, когда изучу его достаточно, буду изучать что-то другое — ситуации, чувства человека.

Меняется ли у вас отношение к картине во время и после ее написания?

О да, конечно! Спустя время большинство работ мне уже не так нравится. Я из-за этого не переживаю. Уверена, это признак того, что я всё ещё расту в профессиональном плане, и вкус немного меняется. Есть, конечно, некоторые работы, которые я люблю даже спустя время. Значит, они действительно стоящие.

Вы участвовали в выставках «Голос городов» и Slice of Life в петербуржских музее современного искусства «Эрарта» и галерее «Мольберт» соответственно. Знаете ли, каким было восприятие ваших работ у посетителей?

В «Эрарту» я приезжала, но для меня это была первая в жизни выставка, я была ошарашена, и всё прошло как в тумане. Несколько человек писали после, что увидели мою работу на выставке, и она им понравилась. Это было очень приятно!

Из путешествия в Петербург вы даже привезли референсы — фото и видео. На чём акцентируете большее внимание?

На атмосфере, конечно. В Питере она потрясающая и очень разная. Архитектура тоже бесподобная. К чему меня приучила моя специальность, так это обращать внимание на такие вещи. Я в любом городе цепляюсь взглядом за архитектурные особенности и часто хожу с задранной головой.

У вас, как и у многих других художников, можно купить работы. А есть ли среди картин те, что вы ни за что не продадите?

Я никогда не говорю «никогда», но есть работы, которые мне хочется придержать, чтобы они «поработали» немного на моё имя, если это получается. Я отправляю множество заявок на конкурсы и выставки, и мне бы хотелось, чтобы некоторые работы увидели как можно больше людей. Спасибо, что тоже показали их своей аудитории.


Биография

Мария Дергунова, 30 лет, Саратов

В 2015 году окончила Саратовский государственный технический университет по специальности «Архитектура». По окончании самостоятельно освоила живопись маслом и другие техники, например, акварель, пастель.

С 2016 года преподавала рисунок и живопись в частной студии, затем открыла студию по обучению взрослых и детей в своём городе. Сейчас отошла от преподавания, направляет все силы и время на продвижение себя как художника. Работает в основном маслом в современном импрессионизме, развивает тему индустриального пейзажа и эстетики повседневности.

С начала 2022 года продаёт картины в частные коллекции. В этом же году участвовала в групповых выставках «Голос городов» в музее современного искусства «Эрарта» и Slice of Life в галерее «Мольберт» в Санкт-Петербурге.


Галерея

Добавить комментарий