Мария Волжина

0

«Творить для меня это так же естественно, как дышать. Я не могу не рисовать»


Мария, с чего началось ваше увлечение живописью?

С чего начинаются любые увлечения? С желания высказаться. Рисую с детства. Первые выставки были ещё в школе. Мне очень хотелось передать красоту мира, его великолепие и многообразие. Впечатлений было так много, что потребовалось их выплеснуть. Кто-то пишет стихи, кто-то музыку, а я — поэтические картины. Сложно сказать, кто кого выбрал: я живопись или она меня. (Улыбается.) В институте педагоги отмечали «прекрасное чувствование колорита и цветности». Я шла за природными данными — к цвету, а живопись мне навстречу. Получается, мы шли друг к другу.

На ваших картинах чаще всего можно увидеть цветы. Как формировался интерес именно к ботанической иллюстрации?

Сейчас я мало занимаюсь ботанической иллюстрацией. Она, скорее, прошлое увлечение в период обучения в университете, когда только вникала в особенности передачи растительных форм. Тогда любования было достаточно. Сейчас же хочется вложить часть себя, своих впечатлений, мыслей. Я искала новый способ передачи и увлеклась стилизацией бионических форм, вкладывая символический и метафорический смысл в работы. А ещё мне интересна рефлексия зрителя, хочу пробудить диалог с картиной.

Как всё началось? В период учёбы в университете на кафедре дизайна ОрелГТУ педагог заметила моё увлечение изображением цветов. Я делала коллажи, зарисовки, начала ботаническую иллюстрацию. Она знакомила меня с великими мастерами. Так уж вышло, я люблю цветы. Они мой бесконечный источник вдохновения. Но люблю их не по-женски, а философски. Вижу параллели с миром людей, мне кажется, у цветов есть характер, как у нас с вами. Ну и свои истории, конечно. Их-то я и вплетаю в свои работы. Вот цветные тюльпаны, они словно обнимают друг друга в окружении одинаковых собратьев. Случайно? Нет! У них история — «Не вдвоём — уже не тайна»! Я наблюдала, как они переплетались, словно стараясь отделиться от других, как сторонились присутствия собратьев. Или «В поисках смысла» — это же параллель наших с вами терзаний, символ цикличности жизни. «Случайный» — история одинокого, но такого отчаянно нарядного василька на «рафинадном» поле, где каждый колосок рос словно по линейке. Такого короткого цветения, которое насильственно прервётся в любой момент. Могу продолжать бесконечно.

Акварель, темпера, акрил — материалы, которым вы отдаёте предпочтение. Почему выбрали именно их?

Во время учёбы в художественной школе и вузе (кафедра «Дизайн») у меня были эксперименты с максимальным количеством различных материалов и техник. Пробовала абсолютно всё, включая батик, керамику и гобелен, но выбрала «язык» (так я говорю о материале) мне созвучный: певучая акварель, пудровая темпера, пластичный акрил. Несмотря на эту любовь, редко работаю в одном материале. Мне тесно в его рамках, поэтому постоянно комбинирую и экспериментирую с приёмами и материалами, видоизменяю техники. Это так интересно и увлекательно! Мне кажется, в процессе работы у нас с картиной и материалами происходит своя химия. Радуюсь, как ребёнок, открывая новое, и счастлива делиться этими открытиями на своих классах. А ещё я счастлива, что за годы работы у меня выработался свой узнаваемый стиль — «акварельная графика».

Вы сейчас обучаетесь в Международной школе арт-терапии. Расскажите о техниках исцеления творчеством.

Арт-терапия привлекла в результате собственного творчества и ведения классов. Я интуитивно применяла техники исцеления творчеством в первую очередь к себе и ощущала, как они здорово работают. Потом заметила, как пришедшие преображаются в процессе творчества, и утвердилась в своём намерении получить образование в этой сфере. Ни секунды не пожалела. Это очень деликатный и мягкий подход к работе с неосознаваемыми проблемами, которые наша психика предпочитает запрятать в дальний уголок. Я бы назвала арт-терапию диалогом с собой. Ведь мы можем вывести на бумагу визуальные образы из подсознания, проговорить их, преобразить, вложив новые смыслы.

Техник и подходов очень много. Я предпочитаю изотерапию — работу с эмоциями и состоянием через изобразительное творчество. Мы можем «акварелить» своё настроение, передать графичными линиями тревогу или гнев, нарисовать портрет внутреннего критика и поговорить с ним. Кстати, именно беседа с внутренним критиком вызывает большой эмоциональный отклик у моих гостей. Ведь порой так трудно просто сделать первый штрих на белом листе из-за страха, осуждения и ошибки.

Во время художественных мастер-классов вы применяете методики арт-терапии. На что обращаете внимание?

На мастер-классах с элементами арт-терапии в первую очередь я обращаю внимание на эмоциональное состояние гостя, его готовность и желание работать. Могу перестроить план мероприятия в процессе с учётом настроения пришедших. Именно поэтому, несмотря на повтор тем классов, они выходят совершенно по-разному. С кем-то мы погрузимся в медитацию, а с кем-то начнём хулиганить художественными материалами и даже станцуем своё настроение.

Интересно, что вы смогли переплести два вида искусства: живопись и музыку. Как вам это удалось?

Как мне удалось переплести музыку и живопись? Естественно. Для меня все виды искусства едины. Это ведь всего лишь язык передачи эмоций, состояний, переживаний, идей и мыслей автора. Просто у каждого он свой.

Вы знаете, читая стихи, слушая музыку, я вижу визуальные образы, а просматривая картины, слышу мелодии и порой поэзию. Мои картины часто «зовут» меня мелодиями. Я их пишу под эти мелодии, прослушивая раз 200, пока не закончу на репите. Наверное, именно поэтому поэты и музыканты приносят мне свои творения, чтобы «достала» из музыки картинку. Я это очень ценю!

В студенчестве прочла опыты Кандинского о параллелях цвета и звука, а недавно увидела материализацию его задумки при помощи нейросети. Очень удачное воплощение, на мой взгляд.

Вы ещё создаёте обложки саундтреков, визуализируете авторскую музыку и тексты.

Обожаю работу с авторами! Каждый — отдельная вселенная! Это такое наслаждение — взаимодействовать мирами! В работе с композиторами и поэтами мы словно находимся в одном творческом поле и тонко чувствуем друг друга. Например, изготавливая обложку к саундтреку композитора Вадима Басова, я вдруг поняла, что слышу струнные инструменты, которые символично изобразила в виде бахромы, о чём поспешила сообщить автору. Каково было моё удивление, узнав, что в данный момент они записывали виолончель и скрипки. Любопытно было передавать особенности ритмического рисунка мелодий. Например, в композиции «Танец снежинок» я выбрала метрический повтор с определённым визуальным речитативом для усиления впечатления от музыки. И автор это отметил.

Или другая история с группой «Дочери Земли». В процессе работы над обложкой я нарисовала инструмент, название которого не знала и средневековый город, потому что услышала звучание и шорох черепицы. Кстати, этот инструмент тоже появился в финальной версии саундтрека, придав нотки средневековья, которые были так нужны авторам. Чудеса, скажите вы. Да, чудеса совместного творчества!

А ещё я поняла, как творческие люди с другим видением (через звук, текст, скульптуру и т. д) воспринимают мир. И всегда стараюсь проникаться, погружаюсь всецело в их мир. Многократно прослушиваю мелодии или, перечитывая тексты, прокручиваю наши диалоги и беседы, вытаскивая реплики или фразы, за которые могу, как за ниточку, притянуть идею. Я ищу созвучия и того же трепета, под тем самым углом, что и автор. И мне кажется, что мне удаётся.

Бывает наоборот — авторы, видя мои картины, вдохновляются на написание музыки или стихов. Так родилась мелодия «Море звучит», ставшая саундтреком к фильму «Мудрая женщина» режиссёра Светланы Морозовой в авторстве с Ольгой Зинченко.

Я очень часто получаю в личных сообщениях потрясающе проникновенные стихи под впечатлением от моих картин. Даже завела отдельный раздел у себя на страничке в ВК для этих произведений и регулярно пополняю с согласия авторов.

Есть ещё интересный опыт — картины на заказ. Совсем недавно изготавливала такую картину для женщины, впервые увидевшей поле лаванды. Она очень эмоционально описывала свои впечатления, и я не могла не отметить, что в её жизни появилась новая краска. Мне хотелось передать именно её историю. Я полгода вынашивала идею «И снились ей лавандовые сны», вдыхая ароматы цветов, собирая сухоцветы лаванды, аромамасла, саше, мыло, парфюм и т. д. И картина пришла. Символичная, как и хотелось.

Ваши работы экспонируются на выставках в России и Белоруси. А так ли важно для художника признание аудитории?

Хороший вопрос: важен ли отклик. Наверное, важен. Несмотря на то, что художник говорит о своих впечатлениях, говорит он для того, чтобы быть услышанным. Мне очень приятно, что мои работы его встречают. Я часто на своих персональных выставках вижу многократно возвращающихся гостей. Значит, их диалог состоялся. Диалог зрителя и картины. Мне это важно и ценно. Часто зрители делятся впечатлениями, и, как правило, это тёплые воспоминания о беззаботном детстве, бабушкином саду. Представляете, совершенно незнакомые люди раскрывают сердце и делятся сокровенным! А ещё часто просят разрешение меня обнять в знак благодарности за подаренные впечатления. Это очень приятно!

Несмотря на то, что «привожу» в мир картины я, создаются они для конкретных людей. И я это точно знаю. Часто ещё в процессе работы над картиной, вырисовывается портрет покупателя. Наблюдая за запросом к покупке картины, отмечу сходство типажей. Мне порой кажется, что картины сами выбирают своего зрителя и зовут его. Меня называют художницей, влюблённой в цветы. Так вот, с моими картинами всё точно так же: в них влюбляются, и они отвечают взаимной любовью.

Я счастливый автор. Мои работы обретают дом по всей стране, но есть картины даже в Японии. Кстати, именно японка Асако вдохновила меня к обучению арт-терапии. Она отметила терапевтический эффект от видео о создании картин, что я регулярно снимают для премьеры работы.

Сейчас ваши картины можно увидеть на выставке в арт-галерее «Брюллоff» в Санкт-Петербурге. Чем она отличается от предыдущих?

Выставка для меня особенная. Петербург — мой любимый город. Я счастлива, что он меня встречает в таком красивом пространстве, в самом центре города, в своём сердце. Это очень символично.

Я создала QR-коды, чтобы зритель мог полностью погрузиться в мой мир со ссылками на видео процессов создания картин, авторской поэзии. Также можно услышать мелодии к саундтрекам, описания историй, им предшествующим, и многое-многое другое. Ещё это премьера сразу трёх новых картин, архивные эскизы и серия открыток.

Что вас мотивирует?

Я слышала фразу « Если можешь этого не делать, не делай». Полностью согласна. Невозможно, да и бессмысленно идти себе наперекор. Не можешь писать — отпусти, освободи место тому, что будет естественным продолжением тебя. Так вот, творить для меня это так же естественно, как дышать. Я не могу не рисовать. Мне причиняют большие страдания периоды вынужденных простоев или невозможности реализации задумок.

Говорят, что красота спасёт мир. И это правда! Изучая труды психофизиологов, я поняла: человеческая психика остро нуждается в прекрасном для гармоничного развития и сбалансированной работы.

Мне искренне хочется сделать мир красивее и добрее. Посетители моих выставок уходят, улыбаясь, сияя счастливыми глазами. Они слегка замедляются, начинают задаваться вопросами, размышлять.

Пусть мой вклад невелик, но я ежедневно встаю к мольберту и создаю гармонию и красоту на холсте и в душе. Чтобы, спасаясь сама, спасти тысячи других.


Биография

Мария Волжина родилась и училась на Орловщине. Переехала в Липецк в 2006 году.

Пишет картины акварелью, темперой, акрилом в смешанной технике. Сотрудничает с музыкантами, создаёт обложки саундтреков, визуализирует авторскую музыку и тексты, создаёт эстетичный визуал для социальных сетей и авторские открытки. Ведёт художественные мастер-классы с применением методик арт-терапии. Постоянно учится, например, сейчас проходит обучение новым техникам исцеления творчеством в Международной школе арт-терапии.

«На моих картинах преимущественно цветы. Эта любовь давняя, начавшаяся ещё на кафедре дизайна ОрелГТУ, где я обучалась как художник пространства, получив наряду с дизайнерским и академическое художественное образование. Там я познакомилась с ботанической иллюстрацией и стилизацией бионических форм, ставшими основой дипломной работы. Это увлечение продолжается до сих пор», — рассказывает Мария.

Работы регулярно экспонируются на профессиональных художественных выставках в России и Беларуси. В прошлом году состоялись четыре персональных выставки. Сейчас картины Марии можно увидеть в арт-галерее «Брюллоff» в Санкт-Петербурге.


Галерея

Добавить комментарий