Надежда Карья
«Быть художником — это моё призвание»
Надежда, на вашей странице «ВКонтакте» есть запись: «Нарисую всё!». Насколько я знаю, так было не всегда. Как вы развили у себя этот навык и что именно предпочитаете рисовать?
Навык можно развить только одним способом — рисовать много и часто. Я люблю рисовать и делаю это всё время, с самого детства, поэтому у меня всё получилось само собой.
В разные периоды жизни нравилось рисовать разное. Сейчас интересно что-то сложное, например, лица людей. Чем сложнее лицо, чем больше деталей (мимика, морщины), тем интереснее. Правда, рисовать на стенах такие рисунки приходится нечасто.
Ваш холст — это стены. Почему на них рисовать оказалось интереснее, чем писать пейзажи и натюрморты или создавать digital-иллюстрации? Обращаетесь ли вы всё-таки к иным направлениям?
Сразу получается сделать что-то масштабное, большое. Это всегда выглядит очень эффектно.
Кроме этого, я ещё пишу картины и портреты на заказ. Данные направления легко сочетаются с выполнением заказов по росписи стен. В принципе, те же материалы, похожие сюжеты, только в меньшем размере.
А вот за диджитал-иллюстрации не возьмусь. Раньше рисовала, но сейчас для меня это совсем другая деятельность. Мозг нужно по-другому настраивать.
Как мне кажется, роспись стен — достаточно кропотливый и трудоёмкий процесс. С какими сложностями сталкиваетесь и как с ними справляетесь? Сколько длится работа над одним сюжетом?
Я расписываю стены уже более десяти лет, и сейчас уже крайне редко мне встречаются сложные рисунки. Для меня они несложные, скорее интересные.
Трудности в работе чаще связаны с бытовыми условиями, вернее, с их отсутствием. Ведь часто приходится рисовать в помещениях, где идёт ремонт. Так, например, одновременно со мной на объекте могут работать электрики, которые часто отключают свет в процессе своей работы. Очень неудобно! Или иногда, например, нет стула или стремянки, и я не могу достать до верха стены. Тогда приходится придумывать альтернативу или прибегать к каким-то хитростям. Отдельная история, когда стоит задача расписать какие-то сложные стены. Например, на лестнице, где для меня устанавливают специальные сооружения, чтобы я смогла достать до любого места. Одну стену я расписываю, как правило, от двух часов до одного-двух дней.
Вы пишете в основном на заказ. Обычно просят нарисовать что-то определённое и контролируют процесс или предоставляют свободную стену и полностью доверяют?
По-разному. Всё зависит от заказчика. Кому-то важно максимально точно повторить сюжет рисунка и обязательно использовать оттенки, которые есть в интерьере. Некоторые, напротив, дают полную свободу, определяя мою работу лишь общей темой. Например, просят нарисовать цветы. Спрашиваю: «Какие?». Отвечают: «На ваш вкус».
Конечно, когда заказчик мне доверяет рисовать что-то на мой вкус, я испытываю больше ответственности. Ведь тут нужно сделать всё так, чтобы превзойти его ожидания и не разочаровать.
Наверняка, в интерьерной росписи есть свои тренды. Что сейчас заказывает каждый третий?
Вот уже пару-тройку лет самый частый сюжет для росписи на стенах — листья в разных интерпретациях: пальмовые листья или ветки, свисающие с потолка или «растущие» из пола, хаотично-расположенные на стене листья экзотических растений или те же листья, имитирующие узор на стене. Вариантов много — сюжет один.
Художники довольно самокритичны. Что вы делаете, когда вам работа категорически не нравится?
Сейчас уже, пожалуй, не бывает так, чтобы мне категорически не нравилось то, что я рисую. Ведь процесс, порядок работы продумываю заранее, смотрю, что можно улучшить.
В редких случаях мне изначально не нравится то, что меня просят нарисовать. Тогда стараюсь это сделать интереснее, чем на исходной картинке, и рисую до тех пор, пока мне самой не начнет нравиться. Хотя, рисуя на заказ, я больше ориентируюсь на мнение клиента, а не на своё.
А от какой из работ побежали мурашки как у вас, так и у заказчиков?
В 2019 году я расписала стену одного из магазинов на улице в 350 квадратных метров (57 метров в длину и 7 в высоту). Заказал застройщик дома напротив. Стена магазина была довольно близко к дому. К тому же имела ярко-оранжевый цвет. И чтобы улучшить вид из окон этого дома, попросили нарисовать море.
Рисовала три недели. Представители заказчика ещё в процессе работы удивлялись и не верили в происходящее. Всё получалось очень быстро. А я, когда работа была готова, не могла поверить, что расписала такую огромную стену в одиночку. На тот момент это было самое большое граффити в нашем городе.
Знаю, что потом многие жители города приезжали специально, чтобы сфотографироваться на фоне моей работы.
С помощью росписи стен можно обыграть пространство. Подскажите нашим читателям парочку лайфхаков.
Роспись стен всегда очень круто преображает пространство. Её можно использовать как способ объединить весь интерьер по цветовой гамме, когда в помещении есть предметы, которые не сочетаются между собой по цвету или фактуре.
Придать уют помещению могут изображения цветов или листьев.
Улочка, уходящая вдаль, морской пейзаж или горы — любой пейзаж, где есть перспектива, визуально увеличивает площадь помещения. Однако я не рекомендую рисовать данный сюжет в очень узком пространстве, например, в небольшой прихожей. В таких помещениях эта картина, напротив, будет как бы «давить», ещё больше сужая пространство.
Не очень высокие потолки можно визуально увеличить сюжетом, где много вертикальных линий. Это могут быть изображения силуэтов деревьев, длинные ветки, свисающие с потолка, или вертикально расположенные абстрактные узоры.
Высокие потолки, напротив, визуально можно сделать ниже, если нарисовать узор (орнамент) сверху по периметру всех стен в помещении.
Лайфхаков много. Роспись на стенах всегда выглядит очень эффектно.
Вот уже несколько лет довольно популярны райтеры, расписывающие стены в городе. Как вы относитесь к творчеству уличных художников? Было ли желание раскрасить стену гаража, забора или какого-либо учреждения?
Обожаю рассматривать работы уличных художников! В них всегда чувствуются эмоции.
Расписывать стены на улицах тайно — это прикольно, и у меня иногда руки чешутся тоже так сделать. Но тут есть риск, что такое творение со временем закрасят, да и представить его на всеобщее обозрение в соцсетях страшно.
На уличных стенах я, конечно, иногда тоже рисую. Но это всегда на заказ и легально.
Порой даже самые близкие люди губят наши мечты. Ваши родители убедили вас получить юридическое образование. Как удалось доказать им, что ваше призвание — быть художником?
Родители всегда желают своим детям самого лучшего. Моя мама была уверена, что профессия юриста в жизни пригодится больше, чем художника. Тогда и время было такое, что художники не особо хорошо зарабатывали. Но я рисовала всегда, даже когда работала юристом. И спустя несколько лет родители поняли, что быть художником — это моё призвание, когда увидели, что моя работа приносит мне не только радость, но и финансовое благополучие. К тому же обо мне узнали многие знакомые родителей, что стало для них дополнительной гордостью.
У вас двое детей. Им интересно искусство? Будете ли вы препятствовать их выбору профессии или примете любое их решение?
Сын в этом году оканчивает художественную школу, однако становиться художником не хочет. Дочка в художественной школе учиться не стала, хотя тоже рисует очень здорово.
Сейчас в нашем мире так много возможностей реализовать себя, получив знания практически в любой сфере, порой даже без специального образования. Конечно, я буду рада, если мои дети захотят посоветоваться со мной при выборе своего жизненного пути. Однако решение будет всегда за ними. Я хочу, чтобы каждый из них выбрал себе профессию, которая принесет им наибольшее счастье. Поэтому приму любое их решение.
Посоветуйте молодым художникам, как не опустить руки, если что-то вдруг не получается?
Молодым художникам хочу посоветовать воспринимать любые трудности как интересный жизненный вызов, а проблемы — как задачи. Только преодолевая себя и самостоятельно находя решения, можно расти. Учиться у лучших, равняться на лучших.
Биография
Надежда Карья родилась, выросла и живёт в Вологде. Мечтала с детства стать художником и даже окончила детскую художественную школу. Однако родители скептически относились к профессии художника и уговорили поступать на юриста. Юристом Надежда стала работать уже во время учёбы с зарплатой 1500 рублей в месяц. Работала пять лет, пока не вышла замуж и не ушла в декрет. Декрет восприняла как шанс стать художником.
И начала рисовать. Сначала для себя и немного на заказ (в основном логотипы и digital-иллюстрации). А когда родители затеяли ремонт на кухне, мама попросила нарисовать что-нибудь на одной из стен. Надежда нарисовала. Выложила фотографии в «ВКонтакте», получила от друзей бурю положительных эмоций и даже два заказа на роспись стен. Когда два подряд декретных отпуска закончились, подумала, а не вернуться ли на работу. Поинтересовалась, какая зарплата будет. «Хорошая — 14 000 рублей», — ответили ей. Но такие деньги Надежда уже могла заработать всего за три дня, а потому уволилась. И уже десять лет с любовью расписывает стены и пишет картины на заказ и на продажу. А родители дочерью гордятся.
Галерея картин
Галерея работ