Олег Журавлев
«Восприятие обществом живого искусства при жизни художника — вот счастье призвания и сотворчества со своей средой, цивилизацией, человечеством»
Олег, ваш отец Виталий Журавлев — тоже художник. Было интересно наблюдать за работой отца или живопись в детстве не сильно интересовала?
Мне повезло родиться в семье моих родителей. Отец — тонкий художник, который привил основы художественного ремесла, талантливый педагог. Мама — душа и сердечность, абсолютная любовь. Отец деликатно и ненавязчиво создал условия для творчества и своим примером показал высочайший уровень мастерства, утвердил мои намерения, вкус, а мама создала уютную среду для жизни и творчества. Дом стал местом притяжения и особым миром.
Ваша малая родина — небольшой город Фурманов. Он повлиял на ваше становление как художника?
Думаю, пейзажист должен родиться как раз в маленьком городке, точно не в мегаполисе. Отрадно вспомнить своё детство в частном доме почти на окраине города, где старинный яблоневый сад был центром вдохновения, а из окон виднелись бескрайние поля и леса. Это невероятно важно — повседневная среда, которая питает образами.
В 26 лет вы стали лауреатом премии Президента РФ по поддержке талантливой молодёжи. Это очень высокая награда! А что она значит именно для вас?
Данный факт был весьма значимым. Награда олицетворяла собой внимание и поддержку, воспринялась, конечно, с восторгом. Награждение стало существенной вехой на тот момент.
Живописи вы учились в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова у народных художников России Михаила Курилко-Рюмина и Раисы Лебедевой. Какие знания вы почерпнули у педагогов?
Учиться в лучшем, на мой взгляд, художественном вузе страны — для многих мечта. И она у меня реализовалась. Старался впитывать всё, что можно. Мне очень повезло с учителями. Искусство, по большому счёту — тайна, несмотря на горы книг авторитетных авторов. Мне, кажется, удалось пронести через груз профессионализма почти детскую восприимчивость к красоте этого мира и через это петь свою песню в изобразительном искусстве. Я очень благодарен своим учителям.
Сейчас много художников без профильного образования. Как вы считаете, насколько оно на самом деле необходимо? Чему научиться можно в вузе, а что приходит только с практикой? И не ограничивает ли образование свободу художника?
Мне есть что сказать на эту тему. Образование — это крылья. Куда и зачем лететь — другой вопрос, но мастерство — это именно крылья. Важен талант, труд, ответственность художника за то, что он создает. Сейчас картины пишут практически все, а художники щедро делятся секретами ремесла. Но можно ли поставить знак равенства между внешним стилистическим подражанием и опытом осознанного творчества, который несёт замысел, решение, мастерское исполнение? Надо различать создание произведения искусства мастером и опыт подражания человека, который имитирует манеру. Конечно, бывают исключения. История искусства знает много примеров, когда человек вдруг становится мастером, экстерном наверстывая сложную школу ремесла. Полезно уметь рисовать и писать, выражать мысль пластическими средствами. И через это изучать искусство, учиться понимать его. Но почему-то пойти лечиться к человеку, который однажды утром вдруг ощутил себя врачом, желающих не так много, правда? Искусство — это про понимание божественного замысла об этом мире, постижение особого языка.
Когда вы пишете картины, вы сразу задумываетесь о серии работ или стараетесь в одной работе сказать всё, что хотите?
Серия часто возникает как результат поездки, работы на пленэре. Далее возникают картины, несущие более обобщенные смыслы.
Часто вы пишете природу Крыма. Помните ли, как с ней познакомились, чем она впечатлила или поразила?
Крым — это моё первое в жизни море, это «Артек» с его удивительной природой и ощущением места. Конечно, первое впечатление оставило яркий отпечаток на всю жизнь.
Нередко вы пишете Москву. Скажите, как в мегаполисе найти то, что, действительно, достойно кисти художника?
Город — отдельная тема в моём творчестве. Сначала я искал образы старой купеческой Москвы с характерными для неё особняками, храмами, деревьями, средой, гармонирующей с человеком. Далее стали интересны поиски контраста на стыке старого и нового города. И обязательно образ неба над городом — сочетание масштабов вечности, силы природы и проходящего, хрупкого человеческого.
На картинах можно увидеть и малые города. Что в них уникального для художника?
Малые города — это уют, гармония природы и человека. Можно привести много примеров, суть останется неизменной.
Вы куратор российских и международных пленэрных проектов и конкурсов. Почему пленэры важны для вас?
Пленэр — это прекрасная школа и конкурентная среда, где каждый художник старается превзойти самого себя и значительно обогащается опытом своих коллег. Пленэр, пожалуй, лучшая школа для пейзажиста, где навыки и знания тут же утверждаются практикой, а глаз учится видеть тон, цвет, мотив. Повышаются уверенность, сила, скорость, восприимчивость нюансов и общий рост качества обширных навыков.
Ваши картины можно увидеть в музеях России, в частных собраниях. Для вас имеет значение, где находятся ваши работы? Вы выбираете музеи, площадки, коллекционеров или они вас?
Конечно, для каждого художника имеет значение, где представлены его картины, и музей в этом смысле — вершина желаемого. Но хотелось бы, чтобы новых меценатов, коллекционеров становилось больше. Чтобы начинающие собиратели издавали каталоги своих коллекций, утверждали свой выбор, вкус, показывая значимость искусства в доме, где растут и воспитываются дети. Дом станет местом притяжения разных поколений, а искусство — языком единых образов. Необходимо создать общественный запрос на настоящее искусство, знать имена и события в мире русского искусства. Важно, чтобы искусство имело живое место встречи мастера и зрителя. В идеале это авторские мастерские-галереи, где художник может творить и показывать свои произведения. Часто бывает так, что только после кончины художников появляются новые имена, а это достаточно печально. То, что сейчас называют модным искусством, часто вообще к искусству не имеет отношения и несёт только деградацию, разрушение. Восприятие обществом живого искусства при жизни художника — вот счастье призвания и сотворчества со своей средой, цивилизацией, человечеством.
Как по мне, картина — отличный подарок. А вы часто дарите свои работы родным, близким?
Дарить невероятно приятно, особенно когда твоё творчество любят и ценят!
Как думаете, вы выбрали живопись или она вас?
Талант — важнейшая вещь, но не менее важны труд, любовь к труду. Без этого невозможно достичь высот, на которые может дерзнуть мысль и чувство. Художник — свидетель красоты! Эту важную миссию трудно переоценить.
Биография
Олег Журавлёв, живописец, член Союза художников России, Московского союза художников, Русского географического общества
Олег Журавлёв родился в 1981 году в городе Фурманов в семье художника Виталия Журавлёва.
В 2003 году окончил Ивановское художественное училище. В 2007 году стал лауреатом премии Президента РФ по поддержке талантливой молодёжи и премии губернатора Ивановской области. В 2008 году отмечен дипломом премии Центрального Федерального округа в номинации «За произведение живописи и скульптуры». В 2009 году окончил МГАХИ им. Сурикова, живописный факультет, учился у народных художников России М. М. Курилко-Рюмина и Р. И. Лебедевой, являлся стипендиатом Министерства культуры РФ. Награжден бронзовой и серебряной медалями ТСХ России за вклад в отечественную культуру. В 2014 году на Всероссийской выставке «Символы Отечества» на ВВЦ получил золотую медаль.
Куратор российских и международных пленэрных проектов и конкурсов: «Зелёный шум-2012» (Green noise 2012 — Cyprus), «Зелёный шум-2013», «Зелёный шум-2014», «Середа Ямская V», «Золотая бухта-2015», «Река времени-2015», «Мастерские искусств-2017», Всероссийский конкурс художественных работ «Семья — душа России».
Член Творческого союза художников России с 2004 года, Союза художников России — с 2012 года, Московского союза художников и Русского географического общества — с 2014 года.
Является почётным членом-корреспондентом Международной академии культуры и искусства.
Картины художника представлены в Ивановском областном художественном музее (г. Иваново), Плёсском музее-заповеднике (г. Плёс), Университете управления Правительства Москвы (г. Москва), ОАО «Газпром», Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, частных собраниях.
Персональные выставки:
• Ивановский областной художественный музей, г. Иваново (2011 г., 2021 г.);
• Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (2013 г.);
• Дом П. В. Нащокина, г. Москва (2016 г.);
• Товарищество живописцев МСХ, г. Москва (2019 г.);
• Выставка Музей пейзажа, г. Плёс (2022 г.)
Галерея