Ольга Лаврентьева

0

«Комикс — не литература и не графика, а отдельный вид искусства, неотъемлемая часть современной книжной культуры»


Ольга, ваше призвание — быть комиксистом. Как появилась любовь к этому жанру?

Я рисовала комиксы в детстве, потому что это удобный и очень естественный способ рассказывать истории без шаблонного деления на «текст» и «картинки». Но потом начались школа и художественная школа, комиксы остались в раннем детстве. Снова я встретилась с ними, когда уже была студенткой, училась в СПбГУ на дизайнера-графика и ни о каких комиксах не помышляла. Но случайно, за компанию с подругой пришла на международный фестиваль комиксов и вдруг увидела, какой это удивительный вид искусства, сколько возможностей он даёт. Любые темы, любые стили, любые жанры! А главное, я поняла, что не обязана выбирать между литературой, изобразительным искусством и дизайном. В комиксе можно совместить всё, что мне интересно. Я стала читать много комиксов, всё, что могла достать, и одновременно учиться их делать.

Часто возникают споры, что же такое комиксы — литература или графика. Как думаете вы?

Комикс — не литература и не графика, а отдельный вид искусства, неотъемлемая часть современной книжной культуры. Комикс включает в себя литературную составляющую, изобразительное искусство и драматургию, но при их синтезе получается новый язык, более сложный.

Вы признавались, что больше всего любите реальные события, биографии. Почему в вашем творчестве нет (или практически нет) вымысла?

Так получилось само собой. Я сочиняла много сюжетов, выдумывала целые миры и своих персонажей, но каждый раз случалось так, что откладывала в сторону фантазии и бралась за проекты по реальным событиям. Это просто гораздо интереснее, такого не придумает ни один писатель. Жизнь всегда круче литературы. Хотя в «Своей Атлантиде» есть фантастическая сюжетная линия с гусаром на белой «Ниве» и морским чудовищем, но если задуматься, это не так уж далеко от правды. Всё почти так и было.

Самые известные ваши комиксы — «Своя Атлантида», «Сурвило», «ШУВ». Чем каждая из этих историй ценна для вас? Что находят в них читатели?

Над каждой из этих книг я работала очень долго, по несколько лет. Например, рисование почти трехсот страниц «Своей Атлантиды» заняло два года, а от первых эскизов до самой последней нарисованной страницы прошло ровно десять лет — с 2012 по 2022. В этот срок вошли десятки вариантов сценария, сбор материалов, периоды кризисов и отчаяния, когда казалось, что ничего не получается, и я не справлюсь.

«Своя Атлантида», наверное, самая честная и личная история, самая откровенная. В ней есть приключенческая сюжетная линия, поиск клада, жизнь на руинах СССР и других исчезнувших цивилизаций, события октября 1993, суровая северная природа и осознание себя писателем. «Сурвило» — семейная история, комикс основан на рассказах моей бабушки о своей жизни, репрессиях и войне. «ШУВ» — детектив на фоне разрухи девяностых, с чёрным юмором, тоже во многом на основе личных впечатлений. Могу сказать, что все эти книги получились именно такими, как я их задумывала, и в момент завершения каждого проекта была довольна результатом. При этом сегодня вижу множество недостатков в своих работах, понимаю, что сейчас сделала бы всё по-другому, сложнее, лучше.

Что касается читателей, то я благодарна каждому за отзывы, за добрые слова. Это так мотивирует и придаёт сил. Для автора очень важен контакт с аудиторией, ощущение, что тебя поняли. Здорово, когда люди, прочитав мои книги, получают заряд вдохновения и потом рассказывают свои истории, неважно как — текстом, видео, иллюстрациями или комиксами.

Недавно «Своя Атлантида» получила награду «КомиксБума». Стало ли для вас это неожиданностью?

Это было действительно очень приятно и совершенно неожиданно. Я даже не думала, что могу получить премию: очень сильные конкуренты. Например, в 2022 году вышли «Веймарские сны» Алексея Трошина, «Глубина» Екатерины Волжиной и многие другие чудесные комиксы.

Знаю, вы даже отвозили «Свою Атлантиду» на маленький каменистый остров в Финском заливе, где и разворачивается действие комикса. Почему для вас это было важно?

Во-первых, это красиво… Я стараюсь делать качественные фото каждой своей книги. Они очень помогают продвижению, их часто используют в публикациях, анонсах лекций и творческих встреч. Думаю, всем авторам стоит делать такие «промо-фото» своих книг.

Ещё зимой, когда «Своя Атлантида» только вышла, я решила обязательно снять её на фоне скал и моря. Оставалось только дождаться, когда сойдёт лёд, откроют навигацию и будет тихая погода, чтобы добраться до самого красивого острова в мире. На этом острове я продумывала будущую книгу, хотела, чтобы остров обязательно попал на страницы книги. Туда судьба забросила главного героя — корнета Алексея Осинина. А потом напечатанная книга попала на остров. Мне кажется, получилось красиво и символично.

По вашим комиксам нередко делают научные исследования. Что нового вы узнали из них для себя?

Очень странные ощущения испытываешь, когда начинаешь читать научные исследования своих книг. Иногда удивляешься, как глубоко кто-то погрузился в твой сюжет, провёл с ним много часов, насколько точно исследователь сформулировал то, что тебе как автору хотелось сказать, нашёл отсылки, взаимосвязи, намёки. А иногда понимаешь, что человек прочитал в твоей книге что-то своё, по сути, прочитал вообще другую книгу, не ту, которую ты задумывала. Так бывает иногда, и это абсолютно нормально.

На основе комикса «Сурвило» был создан спектакль. Какое впечатление у вас оставила театральная работа, насколько точно в ней передана история вашей бабушки?

В 2021 году тюменский театральный центр «Космос» поставил иммерсивный спектакль «Дым» по комиксу «Сурвило». Это довольно непривычный формат, в нём нет актёров — только объекты, свет, звуки. Зрители перемещаются по пространству спектакля, могут трогать все предметы, слушать аудио. Спектакль продолжает гастролировать по стране, получил много наград и положительных рецензий.

Я не имела никакого отношения к его созданию, не участвовала, не консультировала, увидела уже готовую постановку. Это сильно: тёмный зал, звуки, объекты-дома, символизирующие разные периоды жизни главной героини. Можно заглядывать в окна и находить внутри распечатанные фрагменты из комикса, читать текст. С одной стороны, сюжет, основная линия полностью повторяет книгу, но, мне кажется, эмоциональное наполнение совсем иное, у спектакля другая интонация, другой «голос», иначе расставлены акценты, чем в комиксе. Но это хорошо и правильно, у режиссёра своё видение.

Пятого мая поклонники вашего творчества ежегодно отмечают День «ШУВ». Что это за день?

В книге это день гибели главного героя, прекращение земной жизни обычного, малопримечательного человека и начало его новой жизни в виде персонажа комиксов на тетрадных листах в клетку. Герои «ШУВ», двое детей, ведут «расследование» странной гибели соседа по даче, собирают факты, придумывают разные версии и рисуют их в форме комиксов. Один из таких комиксов называется «ШУВ», это секретная аббревиатура. От реалистичных и бытовых версий дети постепенно переходят к мистическим, и всё это происходит на фоне реалий девяностых, войны в Чечне и бандитских разборок. Так появилась традиция отмечать День «ШУВ». Читатели книги надевают клетчатые рубашки и очки, фотографируются, рисуют главного героя, свою версию событий и так далее.

Вы участвуете в выставках графики и рисованных историй в России и за рубежом. Чем отличается подход к комиксам в нашей стране и за границей?

В США, Франции, других странах Европы и Азии рынок комиксов огромный, гораздо больше российского — это основное отличие. Соответственно, гораздо больше рабочих мест и денег. По большому счёту, в основном деньги и успех находятся там, к сожалению. У нас до сих пор так и не сложилось полноценной комикс-индустрии. Создание комиксов преимущественно дело энтузиастов-одиночек или небольших команд.

Второе отличие — давность традиций. Многие фестивали комиксов проходят ежегодно уже много десятилетий, есть немолодые люди, которые всю жизнь ежегодно ездят на фестивали и собирают автографы. Комиксы — привычная часть книжных магазинов и галерей изобразительного искусства. У нас для многих до сих пор комикс — пёстрая неведомая зверюшка.

Третье — колониальное мышление. Спрос на русские комиксы весьма небольшой, исключение составляют комиксы от популярных блогеров. До сих пор живы представления, что отечественные продукты хуже иностранных. Большинство покупателей предпочтут американский комикс или японскую мангу, а не русского автора. Сейчас создается много интересных российских проектов, хочется верить, что ситуация всё-таки поменяется.

Пару месяцев назад завершился масштабный фестиваль «КомМиссия». Чем он вам запомнился?

«КомМиссия» — старейший фестиваль комиксов в России, и это чудо, что традиция продолжается уже двадцать лет, хотя многие другие фестивали в разных городах России, которые возникли под влиянием «КомМиссии», прекратили существование. «КомМиссия» это, прежде всего, люди, живые встречи, общение, новые знакомства. А ещё это огромная яркая выставка, посвященная истории русского комикса, в московском парке «Зарядье» возле Кремля. Участвовать в ней — большая честь для меня. Кстати, выставка будет работать до конца лета.

Интересной стала и Неделя детской книги в Петрозаводске. Насколько школьникам оказалось близко то, что вы делаете?

Я не считаю себя детским или подростковым автором. Думаю, что совершенно не попадаю в массовые вкусы детей и тинейджеров. На книжных ярмарках и фестивалях вижу, что дети помладше открывают мои книги, видят, что они чёрно-белые, и сразу закрывают. Однажды «Свою Атлантиду» листали мама с дочкой, увидели там события октября 1993 года, и мама сказала: «Ну, это не для тебя книга, тебе будет непонятно». Скорее, я пишу для взрослых, и имею в виду не контент 18+, а более сложные темы, требующие определённого жизненного опыта, наверное. Тем не менее, у меня есть читатели-подростки, это меня всегда втайне немного удивляет и очень радует. В Петрозаводске была замечательная встреча со школьниками, они задавали очень интересные и непростые вопросы и на мастер-классе рисовали чудесные комиксы, просто невероятные.

В июле в Петербурге для поклонников гик-культуры пройдет «Mask-Ивент». Что представляете на фестивале?

Несколько лет у нас почти не было фестивалей, не было живого общения. Социальная жизнь сошла на нет, и только сейчас всё начинает понемногу оживать. Период изоляции показал, что общение в соцсетях — это имитация и никак не может заменить встреч в реальности. Хоть я никогда не любила шумных фестивалей с толпой и музыкой и предпочитала побыть одна в тишине, теперь с удовольствием участвую в подобных мероприятиях.

На «Mask-Ивенте» я буду сидеть на Аллее авторов со своими открытками, плакатами, наклейками и комиксами, а также выступлю с небольшой презентацией комикса «Своя Атлантида».

Вместе с художником и психотерапевтом Ольгой Задорожной вы попытались соединить изобразительное искусство с психологическим подходом.

Это был эксперимент и во многом импровизация. Мы сами не знали, что получится при совмещении комиксов и психологии, и немного волновались. Но результат получился потрясающий! Участники нарисовали свои личные истории в виде одностраничных комиксов, с помощью графики вдруг раскрыли очень многое, даже то, что не могли сформулировать словами. Иногда цвет и линия лучше подходят для передачи чувств, чем слова, и позволяют человеку легче раскрыться, выплеснуть эмоции, мысли на бумагу. Комикс тоже может быть средством, чтобы понять себя, прийти к гармонии с собой.

У вас есть микрокурс по созданию семейного комикса. Какие истории годятся для комиксов, как собирать информацию, анализировать её и превращать сухие, на первый взгляд, факты в полноценное художественное произведение?

Да, я регулярно преподаю, веду мастер-классы, небольшие курсы и раз в год, осенью, провожу двухмесячный онлайн-курс по основам комикса. Присоединиться могут желающие с любым уровнем подготовки. Не обязательно хорошо рисовать, главное — желание рассказывать свои истории, ощущение, что вам есть что сказать. Темы могут быть разные. Для комиксов годятся любые сюжеты. Не получится оживить сухие факты только с помощью каких-то приёмов. Должен быть интерес к теме, над которой работаешь, должно сильнее биться сердце, нужны эмоции, любовь. А потом уже придёт на помощь курс, где я рассказываю и показываю, как замысел превратить в готовое произведение. Конечно, я не могу в двух словах пересказать всё, но основное — это деление работы на этапы и превращение хаоса мыслей и чувств в чёткую структуру.

Любой человек может создать комикс или для этого нужны определённые навыки, талант?

Любой может сделать свой комикс, например, под руководством преподавателя. Разумеется, при наличии желания и некоторых усилий. Любой может создавать простые короткие комиксы. Это не так уж сложно и даже иногда легко и весело. Но далеко не каждый способен создать собственный комикс даже на двадцать страниц. Ещё меньше тех, кто создаёт крупные произведения. А тех, кто пишет именно графические романы — единицы. Никто не рождается готовым профессиональным автором. Все начинают со слабых работ, делают ошибки, и это нормальный путь художника. Все навыки можно наработать со временем. А вот бешеное желание заниматься именно этим, тратить недели, месяцы и годы на комиксы — это и есть талант. Неталантливый разок попробует и бросит, талантливый будет пробовать снова и снова и расти как профессионал.


Биография

Ольга Лаврентьева — художник, комиксист. Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Автор комиксов «Своя Атлантида», «Сурвило», «ШУВ», «Пятьдесят лет любви» (совместно с Хромогиным и Терлецким), «Непризнанные государства», «Процесс двенадцати», Borderline State и другие. Участник московского международного фестиваля комиксов «КомМиссия», фестиваля для поклонников гик-культуры «Mask-Ивент», Недели детской книги в Петрозаводске и других. Недавно «Своя Атлантида» получила награду «КомиксБума» в номинации «Лучшая оригинальная книга комиксов или ван-шот 2022».

По комиксам Ольги проводят научные исследования и создают спектакли.

Ольга рисует иллюстрации, комиксы по своим и чужим сценариям, делает леттеринг и ретушь, проводит лекции, мастер-классы, ведёт курсы по комиксам для подростков и взрослых. С художником и психотерапевтом Ольгой Задорожной попыталась соединить изобразительное искусство с психологическим подходом.


Галерея

Добавить комментарий