Художники-самоучки, добившиеся успеха

0

Иногда слава и успех приходят нежданно-негаданно. Случайно. Предположим, ты всю жизнь выпекал булочки с корицей и только на пенсии взял в руки кисть и краски. Стал писать для себя. И вот уже не заметил, как прошла первая выставка. Появились первые почитатели таланта. И первые заказы. Со временем их становится так много, что ты не успеваешь с ними справляться. Кто из художников, не имея профильного образования, прославился на весь мир, сейчас расскажем.

Анри Руссо (1844-1910, Франция)

Имя художника-примитивиста хорошо известно. Сын жестянщика начал писать картины уже после армии, работая налоговым инспектором в акцизном управлении Парижа. В 1884 году получил разрешение копировать работы в Лувре.

В его картинах переплетены буйство красок, яркость сюжетов и простота изображения. Однако работы долгое время вызывали лишь насмешки. Их не признавали.

Первая положительная рецензия на работы Руссо появилась в журнале Mercure de France. Затем Руссо выставил своего «Голодного льва» на Осеннем салоне, здесь же были представлены работы Матисса, Вламинка и Дерена. Позже несколько картин Руссо купил успешный торговец произведениями современного искусства во Франции Амбруаз Воллар. И, наконец, творчество Руссо заметил Пабло Пикассо — в честь Руссо организовал банкет, на который были приглашены ведущие художники и критики.

Поль Гоген (1848-1903, Франция)

Кому не знакомо его творчество? Тогда ещё преуспевающий брокер скупал картины художников-современников, изучал живопись и отважился попробовать сам. Даже оставил семью и перебрался во Францию поближе к единомышленникам. Те и преподали начинающему художнику несколько важных уроков. Затем художник едет на Таити и Маркизские острова. К сожалению, Гоген так и не узнает, что написал выдающиеся работы, вошедшие в самые дорогие коллекции мира.

Ван Гог (1853-1890, Нидерланды)

В этом списке несомненно оказывается и постимпрессионист Ван Гог. Уже в зрелом возрасте он задумался над тем, что было бы замечательно получить академическое образование. Поступил в Королевскую академию изящных искусств, но спустя год бросил её. Периодически брал мастер-классы у художников, но, к слову, так и не сумел разобраться, как писать человеческую фигуру. Писал как мог — и в этом был его стиль. За время работы создал более двух тысяч портретов, пейзажей, натюрмортов и панно. Однако почти не был замечен при жизни.

Анна Мозес, Бабушка Мозес (1860-1961, США)

Как и многие дети, в детстве любила рисовать. Однако в полной мере жена фермера, воспитывающая пятерых детей, смогла раскрыть свой талант только после смерти мужа, в 67 лет, когда уже сильно болела артритом. Одну из своих картин она выставила в окне аптеки, ее заметил прохожий — нью-йоркский коллекционер. Он предложил провести выставку. Работы стали появляться в нью-йоркской галерее «Сент-Этьен», а также во многих европейских странах и в Японии. В 89 лет Анна получила государственную премию Национального американского женского пресс-клуба от президента США Гарри Трумена, а всего прожила 101 год.

Интересен и стиль творчества Бабушки. Чаще всего зимние сельские пейзажи, бытовые сценки многофигурны и напоминают детские рисунки. Поначалу они продавались от трёх до пяти долларов за картину, со временем цены подросли до 10 тысяч долларов. А «Старый пёстрый дом», приобретённый у автора за 10 долларов, был продан впоследствии на аукционе за 60 тысяч.

Нико Пиросмани (1862-1918, Грузия)

Примитивист, мастер наивного искусства учился у странствующих художников, расписывающих вывески. Постепенно и сам стал зарабатывать на этом. Писал в основном на клеёнке, причём краски готовил сам.

Творчество Пиросмани заметил художник Кирилл Зданевичи. Он купил множество работ, в том числе на заказ. Опубликовал статью «Художник-самородок» о творчестве коллеги в газете «Закавказская речь». Привёз в Москву на выставку несколько работ. Организовал однодневную выставку в мастерской в Тифлисе. Пригласил в Общество грузинских художников. После всех этих шагов творчеством Пиросмани заинтересовались сначала другие художники, а затем и обычные люди стали коллекционировать его картины.

Морис де Вламинк (1876-1958, Франция)

Сын скрипача и пианистки написал первые работы ещё подростком. С 17 лет трудился в мастерской Анри Ригалона. В 1904 году одна из картин попала в галерею Берты Вейль. А в 1905 участвует в Осеннем салоне наряду с Матиссом и Дереном — именно после этого критик-консерватор Луи Воксель назвал художников «дикими зверями» — фовистами. Уже в следующем году картины Вламинка приобрёл Воллар. Ещё через год Вламинк делает свою выставку. Интересно, что много лет спустя он представлял свою страну на биеннале в Венеции. Отметим, что картины Вламинка в стиле фовизм повлияли на творчество импрессионистов XX века.

Морис Утрилло (1883-1955, Франция)

О том, как пишутся картины, узнал от матери-натурщицы (в своё время она позировала Огюсту Ренуару, Анри де Тулуз-Лотреку, Эдгару Дега). Также изучал живопись на улочках Монмартра. Поначалу его городские пейзажи приглянулись лишь обывателям, но Утрилло был невероятно терпелив и трудолюбив, и вот уже в 42 года он получил Орден Почётного легиона за вклад в искусство во Франции. Интересно, что помимо картин художник создал по заказу Сергея Дягилева декорации для балета Джорджа Баланчина «Барабо».

Иван Генералич (1914-1992, Хорватия)

Родился в бедной крестьянской семье, вместе с родителями вёл сельское хозяйство, и это не могло не сказаться на творчестве. Генералич писал картины о сельском быте в жанре примитивизма.

В 15 лет Иван познакомился с академическим художником, одним из основателей художественного объединения «Земля» Крсто Хегедушичем. Впервые работы были представлены на III-й выставке группы «Земля» в Художественном павильоне в Загребе 13 сентября 1931 года. Именно тогда и возникло хорватское наивное искусство.

В 1953 году в Париже проводится персональная выставка Генералича — тогда работами всерьёз заинтересовались и обыватели, и критики. Спустя два года картины были представлены на престижном III-м биеннале в Сан-Паулу. Ещё через три года — на выставке «50 лет современного искусства» в Брюсселе. Тогда же поступило предложение провести персональную выставку в Брюссельском дворце изобразительных искусств.

За всё время подготовлено свыше 70 персональных выставок, сотни коллективных. Генералич проиллюстрировал множество книг, занимался театральной сценографией. Сейчас многие работы мастера можно увидеть в Хорватском музее наивного искусства.

Екатерина Медведева (1937, Россия)

В свои 86 лет Екатерина до сих пор — вот уже больше 40 лет — работает как художник-примитивист. В 1981 году Государственный Российский Дом народного творчества организовал персональную выставку Медведевой и дал путёвку в пансионат в Старой Ладоге. Оттуда художница привезла почти 200 работ, многие из которых впоследствии представила на европейских выставках. Интересно, что работы Екатерины высоко оценил Марк Шагал.

Аймо Катайянен (1948, Финляндия)

Свои ультрамариново-умиротворяющие работы писал в жанре так называемого «наивного искусства». Перед тем, как его картины стали приносить хорошую прибыль, был финансистом, а также работал в клинике для реабилитации людей с алкогольной зависимостью.

Джек Веттриано (1951, Великобритания)

… еще при жизни заработал миллионы, доказав, что классическое образование не так уж и важно. Спасибо подруге, которая подарила тогда ещё шахтеру акварельные краски. Поначалу Джек копировал работы маститых мастеров, а затем и сам стал придумывать сюжеты. Примечательно, что картины художника раскупили уже на первой выставке. Так, «Поющий дворецкий» принёс ни много ни мало 1,3 миллиона долларов. Что и говорить, работами Джека интересуются голливудские актёры и российские миллионеры. Надо признать, что гонорары Веттриано направляет во благо, например, платит стипендии одарённым малообеспеченным детям.

Кирон Уильямсон (2002, Англия)

Вундеркинд, акварелист. Картины в жанре импрессионизм стал писать в пять лет. Через три года выставил их на аукционе. Ещё через пять заработал за 33 работы 235 тысяч долларов за полчаса. Сейчас долларовый миллионер пишет по шесть работ в неделю — за ними очередь.

Как видите, чтобы быть богатым и знаменитым, необязательно корпеть в аудиториях за мольбертом. Главное — выработать свой стиль и быть чуть-чуть удачливым. Попробуйте, может, и у вас получится!

Добавить комментарий