«Художник — это призвание! Сделать кого-либо художником невозможно»


Сергей, вы родились и выросли в Сочи. Какой он — город вашего детства, и что в нём изменилось с тех пор?

Я родился в Сочи и провёл там первые пять лет своей жизни. Так что сказать, что вырос в Сочи, не совсем верно. Всё-таки взрослел я в Ленинграде и Гатчине. Мои школьные годы разделились между ними примерно пополам. В Гатчине я оказался в 13 лет. Однако именно моё раннее детство было очень насыщено впечатлениями, которые сохраняю до сих пор.

Что для меня Сочи? Сделаем небольшое уточнение. То место, где я жил у бабушки — посёлок Якорная щель, административно относится к Лазаревскому району Сочи. А по сути дела, это был не очень большой посёлок, можно сказать, с абсолютно деревенским укладом жизни. Место тихое, спокойное и далёкое от городской суеты. По утрам поют петухи, слышен лай собак, на улице видишь коров, свиней, прочие атрибуты сельской жизни. Кстати, пока не провели водопровод, вода была из колодца. Конечно, в самом городе, в центре, я тоже бывал, но не столь часто.

В общем, мои детские впечатления — это шум моря, листочки винограда, сквозь которые пробиваются солнечные лучи, гряды гор, уходящие вдаль, закаты, когда солнце, как раскалённый красный шар, скатывается за морской горизонт, быстрые, почти мимолётные сумерки и ночь. Тёмная, таинственная южная ночь с её звуками и бездонным небом, с мириадами звёзд над головой! Вот что я видел и впитал в себя. Возможно, это и сделало меня художником.

Теперь об изменениях, которые произошли в моих родных местах. Возможно, буду категоричен, но искренен. Это боль и горечь — и ничего более. Увы, от сказочной страны моего детства мало что осталось. Конечно, я смотрел тогда глазами ребёнка, но всё же, всё же, всё же… Очень жаль. И мне кажется, что так не должно быть! А жаль, что всё побережье искорёжено. Иначе не могу сказать. Так поступают варвары, которые думают только о том, как побольше прибыли извлечь из чего можно и из чего нельзя. Уничтожены пляжи во многих местах, понастроены безобразные гостиницы, хозяева которых не удосуживаются сделать нормальную канализацию, и все отходы зачастую сбрасываются в море. Уничтожается и природа в горах, вырубаются деревья, загрязняются реки. В общем, я, мягко говоря, совсем не в восторге от всех прелестей курортного бизнеса и современной цивилизации.

Южная природа и море. Как они отразились на вашем творчестве?

Я всегда предпочту находиться ночью на берегу моря у костра, нежели сидеть на набережной под фонарями, с дискотеками, шумной музыкой и толпами людей. Я один (!), большой пляж, от которого теперь сохранились жалкие остатки, больше чем наполовину захлёстывают волны, шторм баллов пять. Нет-нет, да волна ударит так, что начинает вибрировать, дрожать земля под ногами. Ты убегаешь от пены, светит луна, ещё не полная, но красивая неимоверно. Восторг! Я счастлив! Вот это моё, это по-нашему! Провожу на море полночи, пока луна не закатилась. Это уже мои юношеские впечатления, не детские, конечно. Но это навсегда! Закаты неимоверно красивые и разные каждый вечер, шторм, грозовые тучи над морем, солёный от морских брызг воздух, пляж, ровно-ровно укатанный прошедшим недавно штормом. Вот мои впечатления от моря. И горы. Горы — это тоже сила! Таких впечатлений множество, детских, юношеских, взрослых. А доводилось вам видеть радугу ночью? Не может быть, скажете? Может! Нечасто, всего несколько раз, но видел. Наверное, в определённый момент мне захотелось, как-то выплеснуть свои эмоции и в живописи. Я скучал по морю всегда, когда находился не на юге. Вот так и стал маринистом.

Конечно, вы писали — и в штиль, и в бурю — море. А какие сюжеты ваши любимые?

Любимые мои сюжеты, несомненно, бурное море и волны! Море прекрасно всегда. Но для меня это стихия, даже когда оно спокойное. В этом, как я считаю, проявляется характер моря. «Шуми же ты, шуми, огромный океан! Развалины на прахе строит минутный человек, сей суетный тиран, но море чем себе присвоит?» — писал Батюшков. Эти строки весьма мне близки и созвучны моему отношению к морю.

Вы писали с натуры или по памяти?

Я писал море и по памяти, и с натуры. С натуры пишутся этюды, картины в мастерской. И, конечно, очень сильное влияние на меня оказали русские классики, стараюсь в меру своих сил и способностей продолжать традиции. Конечно, Айвазовский, Сильвестр Щедрин, Лагорио, Боголюбов, Судковский, Бубликов — творчество этих художников не прошло мимо меня.

Нам известны подводные художники. Вы никогда не хотели попробовать себя в этом направлении?

Подводные художники… Слышал о них, видел какие-то сюжеты. Интересно. Как знать, может, и попробую когда-нибудь. Во всяком случае, мне это не чуждо, как и вообще всё, что связано с морем.

И в Краснодарском крае, и в Ленинградской области, куда переехали с родителями, вы сменили несколько художественных школ. Особое влияние оказала гатчинская. Расскажите о своих педагогах и их методах преподавания.

Действительно, я занимался в художественной студии, а потом и в двух художественных школах. И гатчинская школа — это особая веха. Во-первых, потому, что я здесь учился дольше, чем в первой для меня художественной школе. Во-вторых, именно здесь стал взрослее и уже осознанно сделал свой выбор — понял, что хочу стать художником! Ну и, наверное, самое главное — я занимался у хороших педагогов. Мало того, что они были хорошими профессионалами, ещё, что очень немаловажно, я нашёл поддержку своим начинаниям. Мы совпали, как это принято говорить. Никто из них не пытался меня переделать под себя, под свои взгляды в искусстве, сломать, переубедить. И это большое счастье. Они могли и подсказать что-то, и поправить. Но самое главное — я получил поддержку. У меня, что называется, крылья выросли. Педагоги могли и похвалить в нужный момент, и покритиковать. Никакой прямо уникальной и особой методики у них не было, наверное. Конечно, они грамотные люди, и в этом тоже. Но самым важным было хорошее, деликатное, чуткое отношение. И окажись я где-то в другой школе, так могло и не сложиться. Могу назвать имена тех, у кого я учился и кто оказал на меня большое влияние. Это Виталий Чен-Минович Ким, преподаватель, у которого я больше всего занимался, Анатолий Фёдорович Засидкевич, прекрасный акварелист, директор художественной школы Анатолий Петрович Матюк. И Вадим Георгиевич Кинович. Мы с ним дружны и сейчас. Каждому из них я очень благодарен.

В малыше, наверное, сложно разглядеть не только талант, но и умение рисовать. На что, по-вашему, в таком случае нацелены занятия и есть ли дети, которые хорошо рисуют уже в детстве?

Конечно, есть дети, которые выделяются своими способностями даже в дошкольном возрасте. Но это редкость. Обычно почти все дети, в общем-то, любят рисовать. Ну, во всяком случае, большинство. Потом, с возрастом, у многих этот интерес пропадает. И занятия с детьми в области изобразительного искусства — они и должны быть нацелены на то, чтобы заинтересовать и, конечно, развить способности. Далеко не всегда это получается, и совсем не факт, что это вина преподавателя. Бывает и такое, конечно. Но увлечённость искусством формируется не только, допустим, художественной школой. Здесь очень многое зависит и от самого ученика. Конечно, речь идёт об учениках средней школы и старшеклассниках. Многое зависит и от семьи, и от среды, в которой находится ученик. В общем, если подытожить, ни одна, даже самая хорошая школа, даже из очень талантливого ученика, не может сделать художника. Здесь должно очень многое совпасть. Леонардо да Винчи говорил: «Есть люди, которые видят. Есть люди, которые видят тогда, когда им показывают. Есть люди, которые не видят». Большинство людей, как мне представляется, находится как раз посередине. Они видят тогда, когда им показывают. Вот и задача при работе с детьми — показывать, конечно, умело, показывать чутко и искренне, а там уж как Бог даст. Художник — это призвание, сделать кого-либо художником невозможно.

Вы учились в Российском государственном педагогическом университете им. Герцена. Что вам больше всего нравилось в студенческой жизни?

Не могу сказать, что я с восторгом вспоминаю это время. Да, учился, и, конечно, это время не прошло даром. Я благодарен своим преподавателям. Но скорее это было время, которое закалило меня, сформировало мой характер. Здесь я не находил того понимания и поддержки, какие были в художественной школе. С одной стороны, это был для меня «холодный душ», но с другой стороны, это, несомненно, пошло мне на пользу. Всё, что ни делается, делается к лучшему! Были и неудачи, и ошибки, и горькие уроки. Но в главном я не ошибся, это точно!

Здесь вы писали работы наравне с другими студентами-художниками. Было чему поучиться у однокурсников? А научить?

Было ли чему поучиться у своих сокурсников? Конечно! Многие из них показывали гораздо более серьёзные успехи в учебных работах, были опытнее, пришли учиться, уже имея за плечами художественное училище или специализированную художественную школу при Академии художеств. Конечно, мой уровень был слабее. Учил ли я кого-нибудь? Пожалуй, нет. Наверное, не особенно я и мог чему-то научить. Получалось у меня далеко не всё, но я не сдавался! Нет, я не был и самым слабым по способностям, но и не блистал в учебных работах. Но самое главное — у меня была цель. Я знал, для чего учусь. Именно чтобы стать художником и заниматься творчеством. Этого не могу сказать о многих и многих своих сокурсниках.

Первая выставка — событие, действительно, особенное — случилась сразу после окончания вуза. А как понять и поверить в то, что ты достоин показывать свои работы аудитории?

Для этого, конечно, нужны определённая дерзость и уверенность. Я попробовал, и у меня получилось. Проходила эта выставка в Гатчине, в кинотеатре «Победа», Выставлялся я с ещё двумя художниками, по приглашению одного из них, более старшего и опытного. Представляя меня на открытии выставки, мой новый знакомый сказал, что я его ученик, чего, по правде сказать, и близко не было. Тут я и подумал: «Эге, однако, значит, действительно можно пробовать и выставляться!». Две работы у меня украли на этой выставке. Зашёл человек средь бела дня, улучил момент, срезал верёвочки — и был таков! Картины были небольшие. Тут давай меня все утешать: «Не переживай! Оно, конечно, неприятно. Но плохие картины воровать-то не стали бы!». Да, весело было!

Тогда же вы вступили в Гатчинское товарищество художников, и вместе с другими мастерами принимаете участие в многочисленных коллективных выставках. Любите ли смотреть, анализировать другие работы, сравнивать со своими?

В том же 1997 году, сразу после этой незабываемой выставки, я вступил в Гатчинское товарищество художников. Приняли меня хорошо. Со многими быстро и довольно легко сошёлся. У меня появились, если не прямо сразу, друзья, то хорошие приятели. Со многими я и сейчас общаюсь из того состава товарищества, в которое вступал. А вообще много и таких: «одних уж нет, а те далече».

Смотрю ли я работы других художников, анализирую ли? А как же! Бытует высказывание, художник растёт на выставках. Золотые слова! Конечно, несомненно, ты учишься, сравнивая, сопоставляя свои работы с другими. И даже свои собственные работы ты совершенно иначе воспринимаешь в зале на выставке, когда они представлены в виде экспозиции. Сразу многое замечаешь, что раньше упустил из виду, видишь ошибки и берёшь себе на заметку.

Немало было и персональных выставок. Кто обычно их инициирует?

В большинстве случаев инициировал выставку тот или иной зал или площадка, как говорят. Иногда знакомые меня представляли, и мои картины оказывались интересными для организаторов выставок. Не буду скромничать, но могу сказать, что в Гатчине я нарасхват. Многие предлагают мне сделать у них выставку, что обычно и делаю с удовольствием.

С каждой новой выставкой приходит опыт. Какие самые важные уроки вы вынесли?

Самый важный опыт и урок: век живи — век учись. В этом счастливая особенность профессии художника. У тебя есть возможность всегда что-то сделать лучше, чем прежде.


Биография

Сергей Бекиш родился 13 марта 1975 года в городе Сочи Краснодарского края. Первые яркие жизненные впечатления связаны с южной природой и морем. Это очень сильно повлияло и на раскрытие личности, и на творческие предпочтения, когда Сергей всерьёз увлёкся живописью.

Желание стать художником возникло во время обучения в художественной школе, когда он стал пробовать себя в масляной живописи. В первую очередь, Сергей писал море, хотя в эти годы уже жил в Гатчине Ленинградской области.

Первые пять лет жизни Сергей провёл возле Чёрного моря. И после, когда уже оказался в Ленинграде, а потом и в Гатчине, неизменно каждое лето был в родных местах на юге и набирался там новых впечатлений.

В Ленинграде ещё в дошкольном возрасте посещал занятия в художественной студии при Дворце пионеров Октябрьского района, затем поступил в городскую художественную школу. Прозанимавшись там год, оказался в Гатчине, где и продолжил обучение в местной художественной школе. И именно Гатчинская художественная школа оказала главное влияние на формирование и становление.

Далее была учёба на факультете изо РГПУ им. А. И. Герцена, который Сергей окончил в 1997 году. Первая выставка состоялась сразу после окончания университета. В этом же году он вступил в творческое объединение «Гатчинское товарищество художников», в котором состоит по сей день и принимает участие в многочисленных коллективных выставках.

Также неоднократно проходили персональные выставки Сергея в Санкт-Петербурге, Гатчине и других городах Ленинградской области.

Основная тема творчества Сергея — море. Ну и несколько шире — пейзаж (природа).

«Если говорить о каком-то творческом кредо, моих предпочтениях и устремлениях в искусстве, я бы сформулировал это следующим образом: я считаю себя продолжателем традиций, естественно, в меру своих сил и способностей русского реалистического искусства XIX века, эпохи, которую принято называть «золотым веком», — говорит Сергей Бекиш.


Галерея

Добавить комментарий