Сергей Судаков

0

«Искусство помогает получать эмоции, удовольствие от пройденных путей, воспитывать волю и сдержанность, когда что-то не получается»


Сергей, большую часть жизни вы посвятили искусству. Что оно значит для вас?

По факту это моя жизнь. Я этим зарабатываю на хлеб, этому же посвящаю свободное время, постоянно размышляю, как и что сделать лучше, интереснее, сложнее в следующей работе.

Искусство помогает получать эмоции, удовольствие от пройденных путей, воспитывать волю и сдержанность, когда что-то не получается. Показывает вершины, достигнутые другими художниками, и даёт возможность попробовать пройти этим путем или же достигнуть своей вершины. В общем, хорошая штука это искусство!

Вы расписываете стены, лепите, создаёте барельефы и обрабатываете поделочный камень. Какие работы вы сами считаете наиболее удачными и оригинальными?

Те работы, на которые я смотрю спустя какое-то время, и думаю: «Классно сделано!».

У каждой работы, наверняка, есть своя история. Как вы придумываете и воплощаете идеи?

Да, по большей части к каждой своей работе подхожу индивидуально. Для меня история работы — это не только сам процесс рисования или лепки, но и взаимодействие с заказчиком. Все люди разные, с каждым пробую найти золотую середину.

Чаще всего заказчик дает волю моим действиям, обозначает примерные рамки, что хотелось бы, и далее уже ждёт от меня эскизы. От заказчика беру направление общее или явную акцентную деталь, а затем уже свои мысли развиваю в эскизе. Стараюсь привязать к интерьеру.

Конечно, смотрю и вдохновляюсь работами других художников, интересными фотографиями. Ищу детали, фактуры, силуэты и прочую информацию. После сажусь, перевариваю и излагаю свою версию на бумаге.

В последнее время заметил, что эскизы мне даются очень тяжело. Легче всего взять готовое и скопировать. При создании эскизов я трачу много творческой энергии, если можно так сказать. Для меня это самый сложный этап на данный момент.

Камни, с которыми работают мастера, разные — одни плотнее, другие помягче. Как найти к каждому свой подход?

Тема камней для меня открылась несколько лет назад, наверное, мне пока нечего сказать. Я строю мастерскую. Станки, инструменты, материал — это всё довольно сложно и затратно по финансам, сейчас нахожусь в самом начале этой «творческой линии». Когда-то я также впервые взялся за барельеф или сделал свою первую роспись на стене, но камни — это не просто «сходил в магазин и купил кисти с красками». Оставим этот вопрос на будущее.

Обычная болгарка при обработке камня вряд ли поможет. Какие инструменты и для каких целей используете, тяжело ли было их освоить?

Это очень интересный момент в работе. По сути, все станки и оборудование мастер делает сам под себя, под свои задачи. Либо, если получается купить готовый станок, узел с небольшими доработками приспосабливает под себя. Весь камень пилит, а точнее царапает крошка алмазная. Эти крошки находятся в инструменте различной формы: круга, шара, бора, проволоки, диска, коронки или просто плоской ровной поверхности. И уже мастер, в зависимости от того, что хочет сделать с камнем, выбирает нужной формы инструмент.

А станки — это условно комплекс, где установлен в нужном месте этот инструмент и, с другой стороны, сам камень. Это отдельная тема, отдельный мир, не менее интересный, чем рисунки и барельефы. Я, как художник, хочу совместить эти направления в своём творчестве в виде отдельных картин и изделий из камня.

Удивительны ваши барельефы: каждую деталь хочется рассматривать. Что самое сложное в создании таких работ?

Спасибо! Самое сложное выдерживать долгое время пыльную и скучную рутинную работу, чтобы в самом конце увидеть результат, который все это время держал в голове.

Чаще всего вы трудитесь в интерьерах домов и квартир. А необычные локации были?

Да, это частные дома, квартиры, иногда бассейны. Из публичных мест были рестораны, кафе, салоны красоты. Иногда бывали предложения большего формата или другого назначения, к примеру, детские сады, отели или недавно обращались с предложением по оформлению барельефом стен музея. Но не всегда получается договориться.

К своим работам вы относитесь как к произведениям искусства или как к данности в стильном дизайне?

Я прекрасно понимаю, что это частный интерьер, и завтра хозяин может продать свой дом или сделать новый ремонт, содрав или закрасив белой краской мою работу. Я об этом никогда не думаю. Просто получаю удовольствие от процесса и отношусь к каждой своей работе с максимальным вниманием.

Вы много лет строите мастерскую. Зачем вам это нужно?

Для художника мастерская — это его жизнь, работа, где он проводит большую часть времени. Изначально я ездил по объектам, создавая рисунки или рельеф, можно сказать, на время. Мастерская располагалась в доме заказчика. Попытка совместить своё жилье и мастерскую, если это квартира, тоже загоняет в определённые рамки. У каждого свой путь, и очень много зависит от возможностей финансовых, свободного времени и поставленных задач. В моем случае мастерская — это не только место, где я делаю барельефы или картины, но и обработка камня. Это отдельное помещение, большой гараж, который я переделал под свои цели: электричество, отопление и много ещё того, до чего не дошли руки. Но я в любое время прихожу к себе на работу и ни от кого не завишу.

Самый лучший критик для художника — он сам. Насколько высоки требования к себе?

Да, каждый новый шаг я стараюсь делать сложнее или иначе. Мне сложно делать одинаковые вещи, копии, тираж. Самокритика — полезная штука, но не менее важен момент, когда нужно сказать себе: «Стоп, работа готова». Иначе можно доделывать, исправлять, перерисовывать вечно.

Ваши близкие занимаются творчеством?

Супруга моя тоже художник, учились вместе. Из родственников и близких нет тех, кто занимается творчеством.

Вы окончили Калужское областное училище культуры и искусств. Чему здесь вас научили педагоги? Насколько вообще возможно научить творчеству?

Прежде всего, это личный пример. Я до сих пор помню наставления и рассказы своих учителей, помню их работы, запах красок, среду студенческую, экскурсии в музей, книги, то внимание, время и силы, которые нам отдавали учителя — это огромный труд. Много впитывалось неосознанно и только через годы раскрывалось, поддавалось переосмыслению. Учителя очень важны! Огромное спасибо Наталье Алексеевне Карякиной и Сергею Николаевичу Золотарёву, а также моим учителям по другим дисциплинам.

Учителя не учат творчеству, они помогают раскрыться, развиться тому зерну, которое заложено в ребёнке, направляют его, а далее зависит всё от самого ученика. Идут годы поиска, работы и самопознания. Каждый опыт, работа, картина, барельеф, общение с клиентом — очередной учитель.

Вы пробовали поступить в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова в Москве. Почему не удалось?

Я на тот момент ещё не созрел, относился ветрено к учёбе, заданиям, плохо подготовился и, к сожалению, провалил экзамены. При поступлении собираются лучшие, талантливые, сильные ребята из разных мест нашей родины, между ними идёт соревнование. Очень интересный опыт приобрёл. Второй раз поступать не стал, начал собственный творческий путь.

Хорошо, что это не выбило из колеи и вы остались в профессии. А что бы вы посоветовали тем, кто боится превратить хобби в источник дохода?

Не буду давать банальные советы, вроде тех, что надо пробовать, верить, стремиться, главное — творческий процесс. Скажу так. У вас никогда не будет постоянной работы. И если вас это не пугает, то вперёд. Постоянно за спиной оставляйте свой основной заработок и, делая следующий шаг в росте или освоении чего-то нового, опирайтесь на него. Как только вы сумеете достичь на новом этапе больших успехов, добиться стабильности, то отрывайте ногу и переходите к следующему шагу. Это звучит непонятно, и воспринимать нужно образно, но художник меня поймет. Да, это увеличивает время на дорогу, но даёт силы и уверенность в будущем.


Биография

Сергей Судаков родился 2 апреля 1984. С детства любил рисовать. Жил в Калужской области, посещал художественную школу. Поступил в Калужское областное училище культуры и искусств. Учился пять лет у Сергея Золотарёва и Натальи Карякиной. Участвовал в различных выставках, конкурсах. Пробовал поступить в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова, но не получилось. После занялся изучением различных техник, росписью стен, лепкой, барельефами. Параллельно много лет строит мастерскую и занимается обработкой поделочного камня.


Галерея

Добавить комментарий