Софья Никулина
«После долгой работы над застывшими лицами очень захотелось ярких эмоций, за которые не осудят. Поэтому стала рисовать зверушек»
Софья, вы уже шесть лет рисуете зверушек в акварельной технике. А чем занимались до него?
До того, как стала рисовать зверушек, я работала портретистом. Это направление требовало огромной концентрации внимания на деталях. В портретах не было места творчеству. Было слепое копирование лиц с фотографий. Не каждый человек принимает себя на портрете, и не каждый рад такому подарку. Многие видят себя лучше, чем есть, и нужно наперёд угадать, что и где поправить. К сожалению, я постоянно находилась в стрессе. Чужая реакция не всегда была адекватной и сдержанной. После долгой работы над застывшими лицами очень захотелось ярких эмоций, за которые не осудят. Поэтому стала рисовать зверушек.
Акварель — материал довольно капризный. Сразу удалось «подружиться»?
Я терпеть не могла акварель. Во время обучения в художественном училище не могла с ней справиться. Да и к тому же учителя надавали по рукам, сказали, что лучше не портить краски и бумагу таким обращением. Я решила, что акварель — не моё.
Вернулась к старому студенческому набору во времена нужды. Портреты забросила, и не было денег купить дорогие карандаши. Через не хочу пыталась дружить с акварелью. А для большей управляемости оставила для себя сухую технику, в которой работаю и сейчас.
На иллюстрации важно передать характер зверька. Как вы это делаете?
Я примеряю на зверьков человеческую мимику и язык тела. То есть могу нарисовать удивлённую лисичку через распахнутые глаза или злую через сдвинутые брови. У застенчивого мишки будут стеснительный прищур, сложенные лапки и наклонённая голова. Если надо нарисовать белочек, которые едут с горы на санках, то я возьму реальные эмоции детворы.
Первым зрителем стал ваш сын. Интересуется ли он тем, что рисует его мама, и хочет ли сам стать художником?
Моему сыну скоро пять лет. Он сам практически не рисует и моим творчеством не интересуется. Недавно удивился тому, что рисование — это моя работа. «Ты что, художник?» — и засмеялся. Такой профессии я ему не желаю, да и думаю, что он к этому равнодушен.
Сейчас ваши иллюстрации востребованы у взрослых. Для чего, как правило, приобретают иллюстрации?
Некоторые люди хотят повторить иллюстрацию, которая им понравилась, поэтому покупают мастер-классы. Очень востребованы вышивки крестом и алмазами.
Некоторые окружают себя акварельными оригиналами, обмениваются почтовыми открытками, носят футболки и записывают что-то в блокнотах. На всём этом присутствуют принты с моими зверушками.
За каждым заказом есть своя история. Какие удивляли или умиляли?
Меня удивил заказ девушки, которая попросила нарисовать зверька, похожего на неё, по моему мнению. Показывать нужно было уже готовую иллюстрацию, и это был сюрприз для неё самой. К моему удивлению, всё получилось, и у заказчицы теперь есть её собственная панда.
Умиляют заказы с маленькими мишками и тигрятами, у которых на шее бантик, а в лапках звёздочка. Таких заказывают на выписку в роддом. Это прекрасно, что я могу поучаствовать в незабываемом событии в жизни других людей.
Бывает, что один заказ становится продолжением другого. Расскажите, пожалуйста, о них.
Такое случилось с одной иллюстрацией в этно-стиле. Я нарисовала достаточно плоского мишку, который держит в лапах рыбу. У мишки на голове индейские перья, на плече лук и стрелы, а позади расписные вигвамы. Абсолютно не вкладывала никакого смысла в рисунок и не следила за тем, что индейские и северные мотивы прекрасно «поженятся». Родилась серия мишек, а потом пингвинов, сов… Их заказывали различные фирмы-изготовители. Вот так один случайный рисунок стал самым успешным.
Случается, что вы возвращаетесь к прежним сюжетам? Почему так бывает?
К прежним сюжетам часто возвращаюсь. Проходит время, меняется взгляд на сюжет, цветовое решение. Появляются мысли о том, что и как улучшить или поменять. Даю картинкам вторую жизнь.
Покупателей вы просите объяснить, каким они видят персонажа, ждёте референсы. В каких случаях вы прислушиваетесь к заказчику, а в каких поступаете по-своему?
Стараюсь и прислушиваться, и делать по-своему. Не в плане того, что иду вразрез с заданием, просто иногда заказчик может не иметь представления о моих возможностях по поводу заданных им параметров. К примеру, у меня будут референсы, и если я чётко буду понимать, что могу докрутить до более выразительного персонажа, то сделаю это. В конце концов, есть промежуточный показ, когда заказчик может внести правки. Итоговая акварель — это результат работы обеих сторон.
Вы работаете в своей стилистике и придерживаетесь некоторых табу при написании работ. Что может вызвать дискомфорт?
Мне некомфортно работать с фоном, в том числе природным, поэтому приходится отказываться от книжных иллюстраций. Хотя многие не понимают такой категоричности, могу с уверенностью сказать, что есть художники, которые рисуют одного персонажа, а потом всё портят фоном. И да, это я.
К вам за советом нередко обращаются художники и иллюстраторы. Готовы ли вы делиться своим опытом?
С радостью делюсь, но только если просят один совет, а не все и сразу. В своё время я пришла в профессию, где не знала ничего про цены, кисти, сюжеты, лицензии. Ходила к художникам, спрашивала, получала отказы. Набивала свои шишки сама. Теперь понимаю, как раздражались те художники.
Очень много людей спрашивают совет, а потом плавно занимают собой всё пространство. Для того, чтобы ответить на все вопросы одного человека, нужно выбросить целый рабочий день за спасибо в конце. Гораздо экологичнее купить консультацию у художника.
А как родилась идея книги об иллюстрациях? Расскажите, какой она будет.
Всё рождается в головах прекрасных редакторов, которые увидели, что я делаю, и поняли, в каком формате могу быть полезна. Я не сильна в видеоформате. Не расскажу всех тонкостей акварели, но отлично покажу всё на примере пошаговых уроков, которые и будет содержать книга. Вот такое обучение через повторение.
Не всем людям обязательно нужно уметь рисовать. У них другая цель. Они хотят получить удовольствие в моменте, то есть повторить и гордиться результатом. Моя техника сложна тем, что рисунок состоит из множества слоёв, но именно такую акварель можно контролировать и подружиться с ней.
Вы живете в частном доме и сами часто можете наблюдать за животными и птицами. Приходилось ли рисовать зверушек с натуры?
С натуры я много рисовала в годы студенчества. Рисуя животных, можно понять анатомию, пластику, фактуру, светотень. Сейчас я не рисую с натуры. Можно сказать, что для себя на данный момент я всё поняла и пользуюсь немного другими средствами для передачи выразительности персонажей. Единственное, за чем наблюдаю — это за жизненными сюжетами.
Творчеству вы посвящаете много времени. А чем любите заниматься в свободное время?
В свободное время? В какое свободное время? (Улыбается.) Ну а если серьёзно, то меня увлекает работа в саду. Я очень люблю ухаживать за цветами, делать обрезку кустов, ковыряться в земле и делать «красиво». Огород — не моё, а вот декоративные культуры — моё всё.
Есть ли у вас ваша самая любимая работа, которую вы не отдадите никогда и никому?
Таких много. (Улыбается.) Накопилось около сотни работ, которые я никогда не отдам и не продам. Одну выделить не могу, но больше люблю каждый рисунок в момент создания, а дальше ищу такие же сильные чувства к новому сюжету.
Биография
Софья в детстве изрисовывала всё вокруг, и мама предложила пойти в художественную школу.
После продолжительного обучения она долго работала портретистом.
К иллюстрации пришла шесть лет назад. Захотела рисовать милые, выразительные и добрые картинки для сына. Потом рисунки стали забирать себе взрослые.
Софья делилась рисунками с подписчиками в соцсетях. Стали появляться более реалистичные животные, с сохранением акварельности и стилизации.
«Я стараюсь хорошо делать свою работу. Мне важно, чтобы у зрителя были красивые публикации в ленте, важно, чтобы люди покупали оформленное и продуманное, важно, чтобы дети получали подарки/открытки/игрушки и улыбались. Я хочу зажигать огонёк своего творчества в сердце каждого. Так мало и так много», — говорит Софья.
Галерея