Василий Аникин

0

«Я люблю созерцать разное искусство, но производить хочу что-то максимально визуально простое и умиротворительное»


Василий, 5 октября вы участвовали в выставке в музее «Эрарта» в Санкт-Петербурге. Какие работы представили?

Картину «Космическая одиссея» 2021 года. Ироничная вещь про пути развитой экономики. Был очень рад представить её в «Эрарте», в контексте такое произведение отлично работает.

Ещё одна интересная выставка случилась прошлой весной. Тогда художники из шести главных вузов решили представить академический рисунок. Какой получилась эта выставка?

Просто отличной! Дело в том, что таких проектов очень мало и, как правило, они не охватывают все вузы. И полезной выставка оказалась не только для студентов и педагогов, но и для нас самих. Зрители увидели «развёртку» отечественной школы рисунка в преломлении разных подходов в творческих институциях.

Вы участвовали в выставках в России, США, Тайване. Какие галереи или иные выставочные пространства вам запомнились и чем?

Мне более всего понравилась выставка в Московском музее современного искусства на Петровке. Это старинный особняк с совершенно стерилизованным белым интерьером. Там очень атмосферно, и сами стены помогают искусству в своей репрезентации. Деревянные полы, тишина и уют. Музейность. Никаких фикусов, витрин, поделок местных мастеров декоративно-прикладного искусства и бордовых штор. Лучший контекст для выставок.

Развивая насмотренность, художники знакомятся с творчеством других творцов на выставках. А какие рекомендации вы могли бы дать зрителям без особой подготовки?

Во-первых, получать такую подготовку, а во-вторых, не ставить каких-то особых задач во время просмотра. Главный критерий — нравится или нет. Смотрите искусство как можно больше, не делайте это праздно и на бегу, относитесь к нему с трепетом и уважением, и оно ответит тем же. Короче говоря, долой «арт-стрит-фуд».

В своих работах вы сочетаете реалистическое и абсурдное. Что и как повлияло на стилистические особенности вашего творчества?

Повлияли моя склонность к иронии и любовь к минимализму. Я люблю созерцать разное искусство, но производить хочу что-то максимально визуально простое и умиротворительное. В жизни много суетного, потому в моём творчестве пространства очищены от этого.

Что формирует профессиональный взгляд художника на мир? Как найти среди всего окружающего то, что хочется отобразить?

Не все художники стараются именно отобразить что-то из окружающего мира. Кому-то близка визуализация своего внутреннего наполнения, а кому-то нравится сочинять и составлять смыслы. Если же говорить об отражении повседневной реальности, то нужно найти что-то, что нравится. Гулять, путешествовать, наблюдать, фотографировать, вести записи, открывать новые места, маршруты и людей.

Вы читали много исследовательской литературы по живописи. С кем из авторов вы бы однозначно согласились, а с кем поспорили?

Каких-то ярких противоречий не помню, скорее одна книга дополняет другую или продолжает начатую линию. Мы ведь смотрим на ретроспекцию взглядов на искусство. Как решить, что какая-то концепция единственно верная и как зафиксировать такое решение? Поспорить хочется с дилетантами, арт-блогерами, которые могут ляпнуть, что надо писать на подсолнечном масле вместо льняного, и что мастера прошлого так и поступали, и прочие выдумки.

Вы преподаёте живопись в Российском государственном художественно-промышленном университете имени С. Г. Строганова. Какие знания хотите передать студентам?

В данный момент не преподаю. Самое важное — это любовь и уважение к предмету, искусству, материалу, модели и своему времени. Взрастить, как выражался Рембрандт, «честь мастерства».

Вы рассказывали, что художники могут монетизировать свои умения совершенно в разных областях. Над чем работали вы? Что было самого интересного?

Перечень довольно большой. Самым интересным было ездить по городам и делать мурали для одной кофейной сети. Это трудно, но невероятно увлекательно. Каждый раз новый город, новая задача.

Интересно, что вы ещё рисуете скетчи. Почему они так популярны?

Скетчи — доступный формат повседневного творчества. Создать картину или скульптуру довольно трудоёмко. Для этого нужно множество навыков. Научится делать скетчи вполне по силам любому человеку, как и петь в караоке. Рисование скетчей для профи — это поддержание себя в форме.

Что вы думаете об искусстве будущего?

Думаю, искусство будет становиться всеохватывающим. Им будет заниматься всё больше людей, помогать им будут разные современные медиумы. Также оно будет всё более концептуальным, потому как постоянно растёт потребность зрителя. Искусство модно, искусство актуально, искусство делает мир лучше!


Биография

Василий Аникин родился в Красноярском крае. Живёт в Москве.

В 2008 году окончил Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова по специальности «художник-педагог», а в 2014-м в Российской академии живописи, ваяния и зодчества получил специальность «художник-живописец»

В 2018 году окончил Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а в 2019-2020 гг. учился в Школе современного искусства «Свободные мастерские» (Московский музей современного искусства).

С 2020 года член Союза художников России, секция живописи.

Персональные выставки

2023 г. — «Восточный путь», КДДИ РХПУ им. С. Г. Строганова (Москва);

2021 г. — «Художник в городе», Yolka Art (Москва);

2020 г. — «Среда», Сочинский художественный музей (Сочи);

2016 г. — GL, галерея «АйнАрта» (Красноярск).

Групповые выставки:

2023 г. — «Искусство на Север», Omelchenko gallery;

2020 г. — Номо Communicans, Московский музей современного искусства;

«Время, вперёд», Государственная Третьяковская галерея; «Новый пейзаж», выставка выпускников школы «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства;

2019 г. — «Нить», выставка студентов школы «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства, лаборатория «Za_shkoloy»; The Affordable Art Fair (Нью-Йорк, США); «Пейзаж Y», куратор Анастасия Масловская, ЦТИ «Фабрика» (Москва);

2016 г. — International Artists Exhibition, ART Revolution Taipei (Тайвань);

2013 г. — International Artists Exhibition, ART Revolution Taipei (Тайвань).

Конкурсы и гранты:

2020 г. — «Королевские гонки», выставка в рамках этапа F1 в России (Сочи), «Время, вперёд!», фестиваль позитивного искусства» (Москва);

2019 г. — Go New York, Rose’Art Gallery (Москва);

2016 г. — International competition of Colors», Humanity Art Gallery, Open Show (США), 1-е место; International competition-Masculinity, Artisttable Gallery (США), 3-е место;

2013 г. — International competition-Tears of Happiness, (Оксфорд, Великобритания), 1-е место;

2011 г. — «Молодая российская культура в Италии» (Санта-Маринелла, Италия).

В своих работах сочетает реалистическое и абсурдное. С самого детства увлекали каламбуры, перестановки и новые смыслы. С другом и одноклассником из художественной школы увлекались сюрреалистическим кино, где более всего поражала свобода повествования от железобетонной логики, при том, что никакие отдельные формы не искажались.

Путь к своей форме не был быстрым. Пришлось пробовать разные материалы, манеры и медиумы, а главное — принципы композиций. Простота была обретена благодаря геометризации.

Большую роль в обучении сыграла книга Б. Раушенбаха «Геометрия картины и зрительное восприятие», посвящённая перспективе. Постепенно пришло понимание, что для задач нужно применять особенную перспективу с минимальным искажением.

Вместе с этим Василий и сам много писал, тренировался в метафорах. В какой-то момент стало понятно, что удачную мыслеформу можно зафиксировать не только словами, но и изображением. Задавать смыслы, немного иронизировать, шутить, заставлять задуматься. Незлобные, ироничные конструкции стали основой работы.

Василий изображает анекдотические парадоксы, но благодаря лёгкой форме они не пугающие, однако сохраняют в себе серьёзную смысловую нагрузку.


Галерея

Добавить комментарий