Юлия Беласла
«Быть художником — это иметь возможность выразить себя посредством каких-либо медиа, продемонстрировать индивидуальность, своё видение»
Юлия, вы родились в Алтайском крае. Какое отражение нашла его удивительная природа в вашем творчестве?
В Барнауле я только родилась, и сразу же мы переехали в Кемерово. Посетила малую родину, уже учась на старших курсах университета. Однако, несмотря на короткое знакомство с краем, таинственность Алтая меня всегда привлекала. Мой интерес воплотился в серии открыток «Алтайские сказания» во время учёбы в вузе. Для этого проекта я консультировалась с историками краеведческого музея Кемерово, узнавала о традициях из первых уст у коренной алтайской девушки. Серия открыток повествовала о народном алтайском сказании. Визуальное решение — аппликация из цветных кусочков кожи с декорированием металлической чеканкой — имитировало алтайское народное творчество.
Художественное образование вы получали в Кемерове и Москве. Какие занятия, мастер-классы, учителя вам особо запомнились?
Мне очень повезло с учителями! Образование в Западной Сибири заложило азы работы с материалами и техниками. В Москве обучение было направлено на понимание арт-рынка и продвижение художника, что очень важно в современных реалиях.
Конечно, главное влияние оказала первая преподавательница — Ольга Николаевна Киселёва, член Союза художников России. Она меня вдохновила развиваться в искусстве, научила академической живописи и рисунку. В художественной школе учителя всегда шли навстречу моим экспериментам и стремлениям. Вне учебной программы я познакомилась с масляной живописью, мы вместе с преподавателями писали натюрморты маслом — это было очень захватывающе!
Обучение графическому дизайну в КемГУКИ стало поворотным, для меня открылся мир стилизации, цветовых пятен и линий. Сильное влияние оказала заслуженный педагог Ирина Викторовна Пашкова. В то время сформировался авторский стиль, и я начала исследовать славянскую культуру.
С техникой гиперреализма познакомилась на курсе аэрографии в студии Bright в Кемерове — она удивительна.
Вы впоследствии проводили мастер-классы по живописи, академическому рисунку, пастели. Какие методы преподавания вы переняли у своих педагогов, а какие выработали сами?
Пожалуй, самый главный метод, который я переняла, — это поощрение экспериментов, свободу выражения, чтобы избежать возникновения страхов «чистого листа» и «сделать неправильно».
В своей практике преподавания, особенно в работе с детьми, я ввела метод «историй». То есть ребёнок, например, хочет научиться рисовать лошадку и вместо того, чтобы просто её изобразить, я предлагаю пофантазировать: какая это лошадка, где она живёт, куда идёт, есть ли у неё друзья. В итоге получаются порой очень интересные сюжетные истории, которые создают сами детки в своих рисунках.
Особенно интересен ваш мастер-класс по витражной росписи по стеклу. Расскажите, пожалуйста, об этом направлении.
Витражная роспись по стеклу — изысканный способ декорирования стекла с изящной имитацией витража Тиффани.
Мастер-класс по витражной росписи я проводила в классической декоративной манере, то есть с использованием контура, чтобы достичь эффекта витража. Сначала рисунок обводится контуром, а затем витражными красками покрывается изображение. Контур не позволяет краске перетекать из одной в другую.
В своих работах я особенно люблю технику без контура — крайне эффектная история, я назвала бы её «витражная акварель».
Вы написали несколько серий картин, одна из них — «Телесность информационного мира». Что с помощью неё вы хотели донести до аудитории?
В серии «Телесность информационного мира» я исследую воздействия информационного бума на человека. В окружении информационного поля наше тело не принимает деформации, не меняется внешне. Но постоянный информационный поток вызвал изменение в восприятии, наш организм научился обрабатывать информацию во много раз быстрее. Мы познакомились с такими информационными инцидентами, как фейки и информационная война. Мы узнали термин «информационная усталость». Начали жить, изучая дела других людей. Каждый день впитываем новую информацию, она становится частью нашего внутреннего мира, окружает нас. В своей работе над серией картин я только показываю феномен информационной перегрузки, невозможность отделиться от неё. Это уже часть нашего тела и восприятия.
Не менее важная серия — «Русские традиции». Почему вы хотите рассказывать через визуальные образы о традициях и культуре России, что для вас здесь особенно значимого?
Серия «Русские традиции» — одна из значимых для меня. Я — русская и считаю важным знать культуру и традиции своей страны, помнить о корнях.
Через визуальные образы, символы рассказываю маленькие истории о славянской культуре, традиционных праздниках в современном прочтении, чтобы заинтересовать аудиторию славянской идентичностью.
В картинах создаю символическую структуру предметов и персонажей, отсылаясь к древним культурным кодам и знаковым системам. В русской серии создаю яркое художественное высказывание, сохраняя национальный дух, применяю принципиально новые декоративные ходы с особым геометризмом. Для меня важно сохранить национальный характер, найти новые смыслы и визуальные ходы, возвращая тему в сферу актуального.
Немало работ вы посвятили человеческим взаимоотношениям. Какие они, на ваш взгляд, сейчас? Отличаются ли от тех, что были, допустим, двадцать, тридцать лет назад?
На мой взгляд, люди, особенно когда они близки, связаны невидимыми нитями, мыслями, чувствами. Мы все связаны не только друг с другом, но и с тем, что влияет на нас. Всё взаимосвязано и думаю, это есть сейчас, и было двадцать, тридцать лет назад. Люди также стремятся любить и быть любимыми, доверять близким. Эти стремления не изменит суета современного мира.
Я считаю, эмоции — самый яркий цвет Вселенной, универсальный язык, понятный каждому. Меня всегда интересовало, как люди эмоционально связаны друг с другом. Взаимодействие связей формирует мой подход к разработке визуальных образов этой темы в картинах.
Ваши картины были представлены на выставках в России, США, Германии, Люксембурге, Англии, ОАЭ, Испании. Думали ли вы в начале творческой карьеры, что о вас узнают во многих странах мира?
В начале творческой карьеры я мечтала освоить как можно больше техник, о выставках даже и не думала. К ним, также как и к конкурсам, вовсе была равнодушна, как ни странно. Для меня это было неважным, вероятно, потому что главным критиком была я сама. И положительные отзывы, и призовые места на первых мероприятиях воспринимались спокойно. Я лишь думала: «Надо улучшить там-то или там».
Сейчас выставки и конкурсы — это часть художественной деятельности. Взаимодействие с аудиторией, арт-индустриями, отклик зрителей очень важны. Особенно всегда интересна реакция от аудитории других стран.
А где работы нашли наибольший отклик у зрителей?
Наибольший отклик встретила серия «Русские традиции» в Англии и ОАЭ. Аудитория очень трепетно отнеслась к этим работам, восторженные комментарии были как у организаторов, так и у гостей. В Лондоне две работы удостоились второго и третьего призовых мест. В Китае славянская серия также нашла тёплый отклик и получила третье призовое место. Это очень радует. Вдохновляет, что наши традиции интересны другим странам.
В России работы из этой серии были высоко оценены в Центре современного искусства «Сияние» в городе Апатиты и в художественном музее города Горловка. Картины вошли в коллекцию музея и центра.
На коллективных выставках вы чему-то учитесь у других художников? Анализируете ли их работы, сравниваете со своими?
Участие в офлайн-выставках — это всегда интересное событие, живое общение с коллегами и гостями, новые знакомства. Конечно, я анализирую работы других художников, но никогда не сравниваю их со своими. Все уникальны и по-своему исследуют даже одни и те же темы. Это прекрасно, это вдохновляет и расширяет собственное видение.
Вы занимались не только живописью, но и графическим дизайном. Почему для вас это направление стало интересным?
Графический дизайн стал поворотным в моей художественной практике, он познакомил меня с миром стилизации, как говорила ранее. Что касается работы графическим дизайнером, то я отработала в этой профессии только год. Однако навыки владения программами и знания подготовки макетов для печати очень сильно выручают в практике full time художника.
Вы курировали art-fashion-показы авторского мерча коммьюнити-художников AngelsArt и RusichiArt. Какой опыт получили и как сейчас его применяете на практике?
Благодаря опыту курирования art-fashion-показов я научилась вести группу художников с их картинами и мерчем, контролировать весь процесс по таймингу, решать быстро и эффективно форс-мажорные ситуации. Дефиле познакомили меня со структурой fashion-шоу, работой моделей и коммуникацией с организаторами. Это совершенно другой мир со своими негласными правилами, очень благодарна этому опыту. Пожалуй, главное, что мы получили живой отклик, интерес к арт-мерчу от разной аудитории по возрасту.
Какие темы вы ещё хотели бы поднять с помощью живописи и визуальных образов, что близко для вас сейчас?
На данный момент я работаю над серией «Маски». Маска интересна, с одной стороны, как образ, в котором хотим видеть себя и показывать окружающим, с другой стороны — личина, под которой мы пытаемся скрыть внутренние переживания и эмоции. В серии работ планирую раскрыть тему таинственных личностей внутри каждого человека. И как в современное время социальные сети, раскрываю наш обратный или иной или скрытый образ под масками. В масках люди могут расслабляться и вещать свои мысли открыто.
Почему быть художником — замечательно?
Стать успешным художником-предпринимателем непросто. Это требует овладения многими навыками, не только умением создавать искусство. Путь художника не для каждого, эту деятельность нужно любить. Однако это очень увлекательно. Ты всегда развиваешься в разных направлениях, как в технических навыках, так и погружаясь в изучение той или иной темы, новых технологий. Встречаешь интересных людей. Быть художником — это иметь возможность выразить себя посредством каких-либо медиа, продемонстрировать индивидуальность, своё видение.
Биография
Юлия Беласлародилась в 1987 году в Барнауле (Алтайский край). Художественное образование получила в Кемерово. Училась у художницы О. Н. Киселевой, состоявшей в Союзе художников России. Получила диплом с отличием в художественной школе искусств. После окончила университет культуры и искусств по специальности «графический дизайн».
Юлия открыла багетную мастерскую, где работала как художник, выполняя частные заказы, предлагала оформление для картин и увлечённо учила взрослых и детей рисовать на художественных мастер-классах.
Проводила мастер-классы по масляной и акриловой живописи, академическому рисунку, витражной росписи по стеклу, акварельным техникам, пастели.
Юлия курировала арт-fashion-показы авторского мерча художников коммьюнити AngelsArt и RusichiArt. Арт-дефиле были представлены на крыше музея шоколадной фабрики «Красный Октябрь», на фестивале «Жар-птица» и в культурной программе XXXII выставки-ярмарки «Ладья. Зимняя сказка-2022».