«Я считаю, что на выставке главный персонаж, к которому обращается автор, — это зритель»


Юрий Васильевич, вы пишете картины большую часть жизни. Почему заинтересовались живописью?

Я понял, чем хочу заниматься в жизни очень рано. Всем известно, что наше будущее проявляется или формируется в детстве. Нужно только быть внимательным и доверять своим чувствам. Тогда есть надежда в старшем возрасте делать то, что интересно. Говорят, что человек бывает доволен жизнью тогда, когда делает то, для чего предназначен. Конечно, существует много преград, которые мешают, тормозят, заставляют менять направление. Но если есть силы преодолеть препятствия, тогда обстоятельства могут сложиться благоприятно. Короче говоря, я не заинтересовывался живописью — я просто знал, чем хочу заниматься.

Вы называете себя художником-импрессионистом. Почему этот жанр для вас наиболее близок?

Само понятие «импрессионизм» я узнал позже. Сначала увидел живопись, которая мне понравилась. Пришлась по душе ощущением свободы цвета, свободы живописной техники, свободы в построении композиции. Потом узнал авторов этих произведений. И уже потом узнал историю развития самого направления в мировом искусстве. Но это узнавание и определение себя в каком-то направлении изобразительного искусства для художника процесс долгий и медленный. Через этапы формирования и осознания себя в искусстве мы идём постепенно. Я назвал бы то, что делаю «живописью в традициях импрессионизма». Мне кажется, что само это понятие очень широкое, почти такое же, как понятие «реализм». И границы этого понятия очень размыты. Поэтому я не ограничиваю себя рамками искусствоведческих терминов. Ограничение вредно для творчества.

Вы окончили художественно-графический факультет Липецкого государственного педагогического университета. Большую ли роль сыграли педагоги в вашем становлении художника?

Когда я учился на худграфе, этот факультет был в полном смысле художественным. И программа обучения, и педагоги соответствовали всем критериям художественного вуза. Конечно, учёба мне очень много дала. Не только знания, но и атмосфера творческого учебного заведения сыграли большую роль.

Наверняка, вы многому учились сами.

Для художника процесс обучения не должен заканчиваться с получением диплома. В этот момент всё только начинается. Окончив вуз, ты в лучшем случае овладеваешь школой изобразительного искусства. Художником становишься или не становишься позже.

Первую персональную выставку вы провели ещё в нулевых. Было ли страшно показывать свои работы большой аудитории?

Страшно не было. Было волнительно. Это естественно. Не страшно, потому что много работ. Хороших работ. И более-менее объективная оценка своих возможностей. Зритель остался доволен. И это придавало энергии.

Хоть вы и участвовали впоследствии в выставках наравне с другими художниками, всё время отдавали предпочтение персональным проектам. С чем это связано?

Я считаю, что на выставке главный персонаж, к которому обращается автор, — это зритель. Неважно, кто этот зритель — искусствовед, художник, коллекционер, любитель живописи или человек, который случайно зашёл на огонёк. Для автора выставки важно погрузить зрителя в иллюзорный мир, созданный им. Передать энергию своего творчества. Это в полной мере возможно только на персональной выставке, где зритель не перенастраивается на каждом шагу на нового автора, а спокойно живёт в твоём мире.

Большинство зрителей, приходя на выставку, оценивает картины по принципу «нравится или нет». А как на самом деле понять, что работа стоящая, глубоко обдуманная и завершённая?

Зритель не должен только понимать. Зритель должен в первую очередь почувствовать. Искусство обращено к чувствам. К пониманию обращены науки. Нравится или не нравится — это оценка, которую человек зачастую не может объяснить, но она единственно верная. Конечно, есть специалисты, которые могут разобрать любую работу по косточкам. Расскажут плюсы и минусы. Но обычно это их профессиональная обязанность. И после такого анализа зритель будет понимать ценность картины, но не чувствовать. Поэтому зрителю более образованному, начитанному, насмотренному будет нравиться много разного. Зрителю мало знакомому с изобразительным искусством — меньше, но человек, приходя на выставку, сам оценивает то, что видит. Не надо ему мешать.

Творческие люди не стоят на месте. Вот и вы, наверняка, уже планируете новую выставку. Где и когда она будет?

Выставки будут. Я считаю профессиональной обязанностью художника показывать, что сделал зрителю. Но заранее рассказывать о планах, думаю, не стоит. На моих страничках в социальных сетях вся информация о выставках появляется заранее. Могу сказать, что обязательно будут новые работы.

Кстати, заметила, что вы даже в соцсетях выкладываете работы с минимумом информации о ней. Как думаете, легко ли передать чувства, настроение и многое-многое другое онлайн?

Живопись — искусство визуальное, поэтому вместе с работой публикуется только минимальное описание. Но живопись, конечно, нужно смотреть в реале. Фотография не может передать энергию живой картины. Часть выразительных инструментов, которыми пользуется художник, например, фактура мазка вообще не воздействует на зрителя через фотографию картины.

Вы охотно общаетесь со зрителями и с коллегами. Почему для вас это важно, что вы даёте аудитории и что получаете от неё?

Я охотно общаюсь с тем, кто заинтересован в этом. С тем, кому интересно моё мнение или суждение. И я, конечно, всегда готов послушать чужое мнение, даже если оно отличается от моего. Потом можно поразмышлять и, возможно, прийти к какому-то новому пониманию.

В работе вы опирались на традиции русских художников — Валентина Серова, Николая Фешина, Константина Коровина, Михаила Врубеля. Что самого удивительного вы открывали для себя в их работах?

Эти прекрасные художники повлияли на меня. Но естественно не только они. На любого человека и художника, в том числе в процессе взросления, формирования его мировоззрения влияют много личностей и других факторов. Поэтому и нужно человеку, стремящемуся стать художником, смотреть работы разных авторов, выделять близкое себе, понимать, что не нравится и почему. Если же говорить конкретно о названных художниках, то о них лучше не говорить — их лучше смотреть. А ещё и почитать об их жизненном и творческом пути. Можно найти ответы на какие-то важные вопросы.

Это действительно великие имена! А как считаете, сейчас есть не менее талантливые живописцы?

Думаю, сейчас, как и во все времена, очень много людей искренне и преданно занимаются живописью. Среди них есть большое количество талантов. На мой взгляд, количество таких людей не меняется. Меняются условия, при которых может проявиться и развиться талант. Ведь оценить художника может зритель. Поэтому во все времена расцвет культуры определялся потребностью общества в том, чтобы развивались виды искусств и появлялись новые имена, созидающие искусство. Так что ищем великие имена среди нас. И обязательно найдём!

Что вас мотивирует писать, придумывать что-то новое?

Есть такое понятие, не очень принятое в нашем рациональном обществе, но понятное тем, кто создаёт что-то новое, — «творческая энергия». Это то же что и жизненная энергия, но слегка перепрофилированная. Так вот эта энергия даёт нам силу и возможность создавать что-то новое или, по крайней мере, пытаться это делать. Откуда она берётся и куда уходит человеку неизвестно, но нужно стараться не потерять эту энергию и тогда всё будет хорошо.


Биография

Юрий Демьянов — художник-живописец. Родился в 1964 году в Тамбовской области. Живёт в городе Задонск Липецкой области. Окончил художественно-графический факультет Липецкого государственного педагогического университета.

Первая персональная выставка состоялась в Липецком областном выставочном зале в конце 1999 года, плавно перейдя в 2000 год. Участник различных выставок и выставочных проектов. Предпочтение в своей выставочной деятельности отдаёт персональным проектам, так как считает, что почувствовать и понять художника можно лишь погрузившись в пространство, полностью созданное его работами.

Художник создаёт свои произведения обычно в один сеанс в технике масляной живописи, так называемой «alla prima». Узнаваемый, творческий почерк художника сформировался на основе такой техники и опираясь на традиции русского импрессионизма и русских художников Коровина, Серова, Фешина, Врубеля и др.


Галерея

Добавить комментарий