Екатерина Яковлева

0

«Скульптор — это очень даже женская профессия»


Екатерина, вы родились в Алма-Ате. В каком возрасте вы перебрались в Москву и какое влияние на ваше творчество оказали эти два города?

Из Алма-Аты я уехала после девятого класса, когда мне было 16. Но в Москву попала не сразу. Сначала поступила в Ставропольское художественное училище, где проучилась три года. Учёба шла прекрасно, но мне всё равно не терпелось пораньше поступить в институт. Здесь была одна сложность: надо было сначала окончить училище, так как я не доучилась в последних классах школы. Решила ускорить процесс и записалась в вечернюю школу. Через два года получила аттестат о среднем образовании и с третьего курса училища, в 1995 году, поступила в Московский государственный университет сервиса на факультет прикладного искусства и дизайна.

Именно в Алма-Ате ещё школьницей я поняла, что больше всего в жизни мне нравится творить, рисовать, писать, лепить. Уже в третьем классе определилась с выбором профессии — решила стать художником.

Сначала ходила в изостудию, потом поступила в Республиканскую художественную школу-интернат, в которой учились дети со всего Казахстана. Так что Алма-Ата дала мне очень многое. Даже во время учёбы в университете я часто использовала в своих работах казахские национальные мотивы. Ну а Москва это тот город, который как раз и сделал из меня настоящего художника. Здесь я живу, творю и вдохновляюсь.

Вы учились на отделении керамики. Помните, как и когда обратились к материалу? Первые попытки были удачными?

С керамикой я познакомилась в Ставропольском художественном училище, училась там на отделении керамики. Так что с глиной у меня очень давние отношения. Это была любовь с первого взгляда. Работа с глиной давалась мне легко и приносила массу удовольствия. В училище, а потом и в университете я изучала керамику со всех сторон во всем её разнообразии: от фарфорового и фаянсового литья, гончарки, изготовления изразцов, отработки разнообразнейших видов декорирования и росписей до создания уличной шамотной скульптуры.

Вы также работаете в бронзе и шамоте. С чем работать сложнее?

Это совсем разные материалы! Работать интересно с каждым из них. Безусловно, работать с бронзой более трудоёмко, чем с керамикой. Но здесь я говорю не о фарфоровом или фаянсовом литье, а о шамотной скульптуре, которую леплю сразу, не прибегая к созданию форм и моделей. Керамика предполагает сложную работу с цветом, в бронзовой скульптуре для меня лично тонировка не такой длительный и сложный процесс, как покраска в керамике. Так что везде свои нюансы.

Больше 20 лет вы участвуете в московских, российских и международных выставках. Для вас это важно?

Выставки — это очень важная история. Художник знакомит зрителей со своими работами, и именно на выставочных площадках происходит обмен опытом, культурными традициями. Выставки не только популяризируют искусство, но и стимулируют художника к творческому развитию.

Московские выставки — это прежде всего знакомые авторы, часто друзья. Их произведения (не все, но многие) создаются при тебе, на том же Бабушкинском скульптурном комбинате, где мы вместе работаем в творческих группах. Но одно дело видеть скульптуру и то, как она создаётся, в закрытом небольшом помещении, другое — в большом публичном пространстве. Бывает, просто не узнаёшь выставленную работу, которую, казалось бы, знаешь как облупленную. Вот такой, если можно сказать, парадокс.

Если говорить о российских выставках, тут всё глобальнее: как правило, здесь представлены различные взгляды на страну, здесь разные школы, темы, подходы.

Наконец, задача международных выставок — показать миру наш национальный культурный код и самобытность. Это в хорошем смысле слова пропаганда отечественного искусства за рубежом.

Как скульптор вы участвуете и во всероссийских конкурсах. Для вас это в первую очередь победа над собой или соревнование с другими участниками?

Соревновательный процесс никогда не ставлю во главу угла, и в этом смысле нет такого художника, которого бы я рассматривала как конкурента. На конкурсе важно показать свой творческий взгляд на заданную тему. И при этом мне очень интересно наблюдать, как другие авторы раскрывают и говорят об одних и тех же вещах совершенно по-разному, каждый по-своему.

Людям свойственно ошибаться. А как к своим ошибкам относитесь вы? Признаете и идёте дальше?

О, с ошибками я борюсь! Всегда стараюсь их исправить. Я бы даже сказала, что у меня тут особый пунктик. Всё должно быть максимально хорошо! Если надо, сто раз буду переделывать одну и ту же работу!

Вы член секции скульптуры Московского союза художников, Объединения московских скульпторов и Союза художников России. Расскажите, а как принимают в союзы и почему в них стоит вступать?

Звучит банально, но это правда: для того, чтобы вступить в любой творческий союз художников, надо быть этим самым художником.

При вступлении проводится выставка творческих работ кандидатов, и специальная комиссия решает, насколько уровень претендента подходит для членства в союзе. И ещё: молодым художникам надо обязательно участвовать в профессиональных выставках, Ведь при сдаче документов на вступление в союз потребуются справки об участии.

Конечно, у людей, решивших вступить в ту или иную творческую организацию, самые разные мотивации. Лично для меня членство в союзе — это возможность общаться и работать с мастерами, потому что только так ты всё время растёшь и развиваешься.

Наверняка вы знакомитесь с художниками, скульпторами. Чьи работы вам интересны?

У нас много прекрасных художников. Мне очень нравятся работы таких великолепных мастеров скульптуры, как Виктор Корнеев, Михаил Дронов. Очень люблю творчество Ольги Карелиц, Елены Суровцевой. Восхищаюсь тонким чувством цвета и виртуозностью владения материалом Марины Степановой-Ланской и Ирины Чириковой. А какую замечательную анималистическую скульптуру создают Владимир Заботкин и Артём Власов! Это два совершенно непохожих автора, каждый со своим уникальным творческим взглядом.

Если говорить о графике, то я поклонница Василия Власова и Натальи Синёвой. Мне очень близка живопись невероятных мастеров Никиты Медведева и Ивана Лубенникова.

Обратимся к вашему творчеству. Вы немало занимаетесь анималистической скульптурой. Почему именно животные? Какими вы их стараетесь показать?

Животные всегда меня вдохновляли и продолжают вдохновлять. Может, потому, что они не похожи на людей? Или потому, что всё-таки похожи? Не знаю, если честно.

В любом случае, в каждой своей работе стараюсь изобразить не какого-то конкретного, «похожего» зверя, но и, и это самое главное — передать его образ, характер, настроение.

Наверное, самое сложное — наделить зверей эмоциями. Как это удаётся?

Думаю, что эмоции — это часть образа, над созданием которого я работаю. Знаете, я очень люблю лепить хвосты и почти всегда ставлю зверей на четыре точки опоры. В таком виде они мне нравятся больше всего. Может, в этом первопричина эмоций?

Недавно прошла выставка «Иранские мотивы в творчестве московских скульпторов». Расскажите, пожалуйста, о своих работах, представленных на ней.

На выставке были представлены три мои работы: скульптура «Белый слон» и два керамических пласта из серии «Цветы Востока». Пласты из шамота я обжигала в специальной дровяной печи. Там проводится высокотемпературный восстановительный обжиг, при котором зелёные глазури и эмали с содержанием меди становятся красного цвета. «Белый слон» задумывался мною как многофункциональная скульптура. Его высота такая же, как у стандартного стула, а толщины черепка достаточно, чтобы выдержать вес взрослого человека. Так что этот слон по совместительству ещё и трон, если угодно.

Также вы участвовали в выставке «Глазами женщины. Скульпторы прекрасного пола» в Москве. Скажите, насколько профессия скульптора женская?

Профессия скульптора подходит в равной степени и мужчинам, и женщинам. Среди моих коллег огромное количество женщин-скульпторов, и работают они в самых разных материалах — от камня и бетона до бронзы, стекла и керамики.

Разумеется, мужчины физически сильнее, и во многом им гораздо проще работать со скульптурой. Но давайте вспомним великих художников: Веру Мухину, Анну Голубкину, Аделаиду Пологову, Сарру Лебедеву, Ники де Сен-Фалль, Барбару Хепуорт. Нет, скульптор — это всё-таки очень даже женская профессия.

Вас можно назвать фанатом своей профессии? Что для вас скульптура?

Да, меня можно назвать фанатом. Я получаю огромное удовольствие от творчества и посвящаю ему большую часть времени. Скульптура — это целая бездна задач, которые я хочу решить, целое море идей, которые надо осуществить. Это постоянные открытия и вызовы, постоянный рост. В общем, это мой мир.


Биография

Екатерина Яковлева родилась в 1976 году в Алма-Ате (Казахстан).

В 2000 году окончила Московский государственный университет сервиса, факультет декоративно-прикладного искусства и дизайна, отделение керамики. Педагоги: Е. В. Николаев (рисунок), С. Г. Чесноков-Ладыженский (живопись).

С 1999 года — участник московских, российских и международных выставок.

С 2002 года — член секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов.

С 2010 года — член Союза художников России, секция скульптуры.

В 2023 году стала победителем конкурса «Искусство труда» в рамках Всероссийского фестиваля «Время, вперёд!», номинация «Скульптура и ДПИ», третье место.

Работы находятся в Государственном Дарвиновском музее (Москва) и частных коллекциях России, США, стран Западной Европы и Кореи.

Работает в бронзе, шамоте и керамике.

Выставки последних лет

2023 год

«8-я выставка произведений станковой графики, живописи и скульптуры малых форм» (Москва, Кузнецкий мост, 20), 

«Иранские мотивы в творчестве московских скульпторов» (Москва, Восточный культурный центр Института востоковедения Российской академии наук),

«Поверхности 8» (Москва, музей-заповедник «Царицыно»),

«Искусство труда» в рамках Всероссийского фестиваля «Время, вперёд!» (Новая Третьяковка, Москва).

2022—2023 годы

«Звери и зверьки» (Александровский художественно-краеведческий музей, Владимирская область),

«Творческие группы к Новому году» (Выставочный зал ОМС, Москва),

«Арт-Ярмарка 2.0» (Галерея «А3», Москва).

2022 год

«Скульптура малых форм» (Выставочный зал МСХ, Москва),

«Творческие группы ко Дню города» (Выставочный зал ОМС, Москва),

«Про флору», персональная выставка (Парк культуры и отдыха «Бабушкинский», Москва),

«Флора и фауна». (Выставочный зал ОМС, Москва),

«Бестиарий». (Государственный Дарвиновский музей, Москва).

«Керамика и стекло в пейзаже». ( Елагин остров, Санкт-Петербург),

«Москва. Скульптура. Юбилей». (Московский дом художника),

Юбилейная выставка к 90-летию Московского союза художников. (Новая Третьяковка, Москва),

«Ярко». (Выставочный зал МСХ, Москва),

«Глазами женщины. Скульпторы прекрасного пола». (Выставочный зал ОМС, Москва),

«Русское. Народное». (Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»), 

«Поверхности». (Музей-заповедник «Царицыно», Москва).

2022—2021 годы

«Степан Эрьзя и мы-2». (Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи, Саранск).

2021 год

«Осенняя выставка секции скульптуры Московского союза художников». (Выставочный зал МСХ, Москва),

«Бестиарий». (Государственный Дарвиновский музей, Москва),

«Греческий мир. Погружение». (Московский дом художника),

«Скульптура малых форм». (Выставочный зал МСХ, Москва).


Галерея

Добавить комментарий