Елена Елагина

0

«Всегда вживаюсь в человека, которого леплю. Иначе образ ярким не выйдет»


Елена, кем вы себя больше ощущаете — скульптором или художником?

Немного удивил вопрос. Никогда не разделяла эти понятия. Но если имеется в виду некая тяга к живописи или скульптуре, то, конечно же, меня всегда завораживала, привлекала и в результате затянула именно скульптура. Я с трёх лет не видела свой досуг без куска пластилина. И в музеях до сих пор обращаю внимание на то, что большинство толпится именно у живописных полотен, а мне всегда было интересно разглядывать трёхмерный объект — скульптуру. Видимо, для меня важнее объём, чем игра красок.

Недавно вы участвовали в конкурсе на памятник Николаю Рубцову в Тотьме. Каким вы видите поэта?

Этот конкурс был для меня интересным опытом. Поэта я представляю себе как человека необыкновенно трудолюбивого, легкоранимого, терпеливого и идущего какой-то своей тропинкой. Мне кажется, Николай Рубцов был очень простой в общении, в то же время вспыльчивый, с прекрасным чувством юмора и с переменчивым настроением. Судя по сохранившимся фотографиям, он был душой компании и очень тёплым человеком. В моём понимании он неразрывно связан с кружком всеми любимых писателей-деревенщиков. И поездка в Тотьму — это повод для отдельного интервью. Это настолько яркие, звонкие и откликающиеся глубоко внутри ощущения, присущие только русскому человеку и начинающие рефлексировать и звенеть от какой-то первобытной гордости и национальной причастности.

Нередко скульпторы прежде, чем браться за работу, изучают исторические, биографические данные. Для вас важно ближе познакомиться с тем, кого собираетесь лепить?

Для меня всегда очень важно перед тем, как приступить непосредственно к реализации проекта, изучить литературные источники, связанные с предстоящей работой. Этот этап важен не только для того, чтобы узнать какие-то исторические факты, черты характера, возможно, посмотреть сохранившиеся изображения данной конкретной личности, но и для того, чтобы проникнуться и попытаться понять основные особенности, какие-то личные душевные качества изображаемого. Стараюсь максимально прочитать и прослушать перед началом работы и во время разные источники. Всегда вживаюсь в человека, которого леплю, начинаю как-то сочувствовать и понимать на уровне подсознания. Иначе образ ярким не выйдет.

Вы участвовали в конкурсе на скульптурный монумент «Заводчанам и труженикам тыла» для «ЗиО Подольск». А какую роль сыграла Великая Отечественная война в жизни вашей семьи?

Я являюсь автором памятника «Заводчанам и труженикам тыла» на территории «ЗиО Подольск». Я думаю, сложно найти семью, в которой нет участника Великой Отечественной войны или которую не задел такой непростой, страшный период нашей страны. Мои прадеды (на тот момент в живых было только двое) воевали, были убиты. Мой дед (инженер-авиаконструктор Московского авиационного института) работал и внедрял свои изобретения прямо во время боевых действий. Был ранен, к счастью, легко. Мои бабушки рассказывали мне о военном детстве. Бабушка по маминой линии на момент начала войны отдыхала в летнем лагере от министерства и была эвакуирована с другими детьми в детский дом. Только спустя два бесконечных года её смогла найти мама (моя прабабушка). Вторая бабушка была совсем маленькой и помнила только то, что они с братом почти всё время были со своей бабушкой, и во время бомбёжек она их укладывала спать, а сама молилась перед образами. Они ни разу не спускались в бомбоубежище. А их мама работала медсестрой и, чтобы накормить своих детей, ходила на минные поля и приносила оттуда куски конины (от убитых лошадей), делала детям котлеты.

Какую роль сыграла война? Скорее, не роль, а какой отпечаток, шрам оставила… Это генетический страх — на уровне подсознания — остаться без любимого человека, стойкость духа, умение собраться ради детей и идти дальше, умение «быть, а не казаться», чтобы ни случилось.

В своём творчестве вы обращались и к литературным произведениям, например, к роману «Тихий Дон». Вы по-новому взглянули на роман во время работы над памятником?

Творчество Шолохова для меня очень ценно и неразрывно переплетено со структурой понимания и переосмысления понятия «Родина». Есть некие авторы и произведения, очень чётко и понятно отображающие в своём творчестве какие-то основные и прописные истины. Это очень ценно, особенно в нашей расплывающейся и нестабильной реальности. Это как маячки, за которые можно, образно говоря, схватиться, чтобы оставаться собой, чтобы не тонуть в зыбучих песках смазанных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Я являюсь автором монументально-декоративных парковых композиций «Дед Щукарь» и «Лошади», слепленных для станицы Вешенская. Это был один из самых непростых и самых интересных проектов. Непростых потому, что были предложены катастрофически сжатые сроки реализации и установки готовых произведений. Не побоялась и взялась. И ни разу об этом не пожалела! Это некий способ в очередной раз что-то доказать самой себе, перешагнуть через непреодолимые на первый взгляд обстоятельства. Безумно интересный опыт. Лепила день и ночь в прямом смысле слова. Обложилась лошадиными фотографиями и анатомией. Пока шла формовка лошадей, лепила Щукаря под аудиокнигу, вживалась в образ. Параллельно нашла нужный типаж и характер в своём друге, враче. Немного полепила с натуры, взяла необходимые мне детали образа, которые очень сложно выдумать из головы. Я вообще всегда предпочитаю работать с натурой.

Не секрет, что скульптуры стоят дорого. Дарили вы когда-нибудь городу или музею свои работы?

Скульптура — один из самых дорогих и сложных для воплощения и реализации в осязаемое произведение видов искусства. Порой очень непросто воплотить в жизнь задуманное именно из-за финансовых соображений. Одну работу я подарила Дарвиновскому музею. Однажды участвовала в ежегодной выставке «Бестиарий» и моя большая керамическая жаба очень понравилась музею, но денег на закупку на тот момент не было. Так я и попала в дарители. А свою дипломную работу — полутораметровую шамотную скульптуру сидящей девочки «Вдохновение» я подарила школе искусств, в которой на тот момент работала педагогом.

Вы автор лепных монументальных композиций и декоративных элементов для нескольких храмов. Какие у вас мысли, чувства, эмоции во время работы в святых местах?

Мне всегда нравилось делать лепные иконы, киоты и архитектурный декор для храмов. Я очень люблю наши белокаменные храмы. Владимиро-Суздальское белокаменное зодчество — это предмет отдельной большой любви. Скульптурный декор, выполненный мастерами тех времён, поражает своей смелостью, архитектурной гармонией, трогательной наивностью и эстетикой. Часто в своих работах для храмов я отталкиваюсь именно от этих давно всем знакомых и знаковых образов. Во время работы над иконами святых всегда стараюсь погрузиться в жития и немного для себя их как бы очеловечиваю, что ли. Образ княгини Ольги вышел суровый, Николай Чудотворец — открытый. Ангелы и серафимы тоже всегда выходят очень по-разному, в зависимости от настроя. А иногда образы складываются просто вдруг, как будто сами, я потом даже не могу объяснить, как. С храмовой пластикой работать всегда очень интересно, непредсказуемо, и после очень приятно, приходя в храм, видеть там частичку своего творчества.

Сложно ли эмоционально и физически работать в храмах?

Не буду лукавить и говорить, что всегда легко, светло и с молитвой. По-разному. Бывает очень непросто по разным причинам. Это и человеческий фактор, и сами условия работы. Ведь бывает нужно что-то доделать на месте, в недостроенном холодном храме или на большой высоте, на качающихся лесах. Или просто у меня сложился один образ, у архитектора — другой, а батюшка видит этот же образ совсем иначе. Но чаще всё же такие заказы складываются гладко и приносят огромное эмоциональное и духовное удовлетворение.

Вы работаете с керамикой, бронзой, деревом, камнем. Помните, как обратились к каждому из материалов впервые?

Конечно, помню! Каждый из материалов по-своему любим. С керамикой я познакомилась в начальной школе. Нас с классом водили в Дом пионеров на самые разнообразные кружки. Я ходила на макраме, плетение из бисера, основы макетирования, вязание крючком и… на лепку. Мы лепили из настоящей красной глины. Когда первый раз взяла её в руки, то почувствовала ни с чем не сравнимый восторг. Мне не хотелось помыть руки, мне не хотелось вообще выпускать этот комочек из рук. Каково же было разочарование, когда в конце урока учитель объявила, что мы должны пойти и бросить свои произведения назад в ванну, так как глина общая и уносить домой её нельзя. После нескольких подобных занятий я твёрдо решила никогда больше не обучаться скульптуре. Я просто лепила из всего подряд сама. Но всё пошло не по плану, и уже в 11 лет у меня появился мой первый, лучший наставник, мой проводник в мир монументальной скульптуры и впоследствии моя свекровь. Мне очень нравилась керамика. Первые свои произведения я лепила летом в деревне из красной глины и обжигала сама в печке, даже почти получалось. Керамика всегда манила своим разнообразием, относительной простотой воспроизведения и колористическими возможностями. До сих пор шамотная керамика остаётся неотъемлемой частью моего творчества.

Своё первое бронзовое произведение я получила в руки в 13 лет. Это был портрет моего отца, слепленный с натуры, на уроках с моим наставником Еленой Вадимовной. Мой папа оплатил формовку и литьё из бронзы своего бюста. Я была страшно горда. Меня учили чеканить и работать напильником, затем всё лето экспериментировала с тонировкой бронзы на даче. До сих пор помню восторг от тяжести портрета, когда мне его выдали в литейке. И сейчас бронза, конечно, является для меня важнейшим материалом для серьёзной монументальной пластики.

Камень. Знакомство с камнем состоялось на материаловедении в институте. Конечно, я и раньше видела, как любимый учитель высекает из мрамора и гранита портреты, но сама в этом не участвовала. Первая работа была выполнена из известняка, я высекла своего любимого пса, уныло сидящего и опустившего голову с длинными ушами вниз и ожидающего появления на полу очередной сушки — платы за позирование. Известняк мне сразу полюбился, а гранит тяжеловат для меня в физическом плане.

Ещё работаю с деревом и стеклом. Первые попытки вырезать что-то из дерева были в детстве, но тогда ничего путного не вышло. Теперь я очень люблю сочетать какие-то элементы дерева с керамикой, бронзой и стеклом. Первая творческая работа получилась немного спонтанно. У меня были бронзовые лягушки, закреплённые на стеклянных лужицах, и я хотела сделать несколько отдельных произведений на деревянных подставках, но свёкр (тоже скульптор) вдруг предложил мне подарить большую доску орехового дерева, целое сокровище! Из этой доски сразу сложился образ огромного листа папоротника со стеклянными вставками и бронзовыми лягушками. Тогда-то я и узнала, что грецкий орех — это очень плотное и тяжело поддающееся обработке дерево. Но эта работа до сих пор остаётся моей любимой.

Расскажите о нереализованных проектах или проектах мечты. Есть такие?

Конечно, всегда в голове роятся идеи и планы! На даче лежит большой кусок известняка, из которого я никак не соберусь вырубить спящую. Задумано множество интересных портретов, декоративной керамики, анималистики — всё не перечесть.

Были предложения, от которых вы отказывались?

Да, бывали. Я не люблю делать временную скульптуру из песка и льда. Это, видимо, моё личное отношение к скульптуре, как к чему-то вечному, идущему сквозь века. Может, я и не права. А ещё лёд я не жалую, потому что он холодный, а мёрзнуть мне совсем не нравится.

Поделитесь с молодыми художниками и скульпторами как всё-таки не браться за всё подряд, а создавать те работы, которые тебе самому нравятся.

Хороший вопрос. Наверное, нужно всё делать от души, прислушиваться к себе. Но это не всегда так просто, как кажется. Можно в любой, даже в самый неинтересный заказ вложить частичку своей души и вытянуть работу на новый уровень. Ну и обязательно оставлять время на своё творчество. Должна быть возможность погрузиться в себя, должно быть время на книги и музеи. Важна насмотренность, начитанность, диалог с собой. Любую работу, за которую берусь, я стараюсь делать так, чтобы потом не сожалеть и не стыдиться. Бывают разочарования и неудачи, но это не повод для творческих кризисов и самокопаний. Нужно уметь собраться и сделать всё заново, чтобы потом с гордостью пролистать портфолио и с улыбкой вспомнить о трудностях и переживаниях, связанных с, в сущности, неплохой работой.


Биография

Елена Елагина — скульптор-художник, скульптор-монументалист.

Окончила МГХПУ им. С. Г. Строганова по классу монументально-декоративной пластики у профессора Н. Б. Никогосяна в 2005 году. Член Московского союза художников и Союза художников России (секция скульптуры). Постоянный участник московских, всероссийских, международных выставок и победитель конкурсов Евразийского союза художников. Автор пяти персональных выставок.

Работает в разных материалах — керамика, бронза, дерево, камень — и в областях монументальной, декоративной скульптуры, анималистики, портретного искусства, объёмной скульптуры и рельефе.

Автор лепных монументальных композиций и декоративных элементов для храма Всех Святых в Филях, Сергия Радонежского в Тропарёво, храма преподобного Серафима Саровского в Раёве, церкви Сергия Радонежского в Товарково.

Автор памятника журналисту Андрею Стенину, заслуженной артистке России Людмиле Рюминой, мемориальной доски и бюста Людмиле Рюминой в фольклорном центре им. Л. Г. Рюминой, композиций «Дед Щукарь» и «Кони» в станице Вешенская, памятника заводчанам и труженикам тыла в «ЗиО Подольск». Автор монументального мозаичного панно для города Мирный. Автор мемориальной доски народному художнику Киму Бритову во Владимире, памятника Равноапостольному Николаю Японскому в городе Белый. Участник конкурса РВИО на проект памятника Александру Невскому и конкурса на памятник Андрею Боголюбскому во Владимире.

Участвовала в благоустройстве парковых зон города Москвы, в том числе парков Тушино и Жулебино.

Работы находятся в собрании Государственного музея Переславля-Залесского, частных музеях, частных собраниях России, Франции, Грузии.

Участие в творческих конкурсах и проектах

2023 год — Участие в конкурсе на памятник Николаю Рубцову в Тотьме.
2022 год — Участие в конкурсе на памятник Андрею Большому в Угличе.
2021 год — Участие в конкурсе на скульптурный монумент «Пограничнику» в Серпухове, и в конкурсе на памятник Г. Н Троепольскому в Воронеже.
2020 год — Участие в конкурсе на памятник А. В. Мараевой в Серпухове.
2019 год — Участие в конкурсе на скульптурный монумент «Заводчанам и труженикам тыла» для «ЗИО Подольск».
2018 год — Участие в конкурсе по созданию сюжетных монументальных композиций для сквера на родине М. А. Шолохова в станице Вешенская.
2016 год — Участие в конкурсе в г. Москва на создание скульптуры святой Елизаветы (памятник великой княгине Елизавете Федоровне).
2013 год— Участие в конкурсе по разработке концепции памятника «Сотрудникам МЧС» в Калуге.
2012 год — Участие в конкурсе по разработке концепции памятника «Слово о полку Игореве» в Минске.


Галерея

Добавить комментарий