Катерина Коваль

0

«Мне посчастливилось стать скульптором!»


Катерина, вы член Российского союза художников и Союза московских скульпторов. Скажите, а зачем вступать в такие союзы, что это даёт?

Когда вступала в Союзы, то только что окончила академию. Я была романтична и наивна. Мне казалось, Союз художников — это что-то необыкновенное, идейное, как передвижники или прерафаэлиты. Пребывала в уверенности, что очень статусно быть членом какого-нибудь Союза, где я, начинающая студентка, буду наравне с мэтрами. В реальности, конечно, всё проще и банальнее. Особого художественного братства в Союзах нет. Нет и наставничества или особого общения. Что грустно. Нас объединяют имущественные вопросы и выставочная деятельность. Впрочем, это уже немало. Без Союза я бы не смогла получить мастерскую в центре города на льготных условиях. И именно Союз отстоял её в своё время, когда возникли юридические сложности, за что я очень благодарна.

Есть ли отличие московских скульпторов от региональных, российских от зарубежных?

У российских и зарубежных, безусловно, есть. У нас в первую очередь смысловая нагрузка. Наш конёк — сильный внутренний посыл, хорошая грамотная лепка, знание основ в технике и исполнении, их — эффектное исполнение, неожиданные эпатажные решения, использование разных материалов и современных технологий. Наш стиль — советский реализм, их — китч.

Московские и региональные скульпторы менее разнятся. Несмотря на огромное разнообразие национальностей в нашей стране, немногие скульпторы раскрывают тему своей региональной идентичности в творчестве. Хорошо это удалось Даши Намдакову. Его скульптуры как иллюстрации к бурятским сказкам. А интересны абсолютно любому зрителю во всем мире!

Вы награждены серебряной медалью имени княгини Дашковой «За служение Свободе и Просвещению!». Когда вы узнали о Екатерине Романовне и действительно ли она, а точнее, её образ, может вдохновлять?

Сейчас сложно вспомнить моё знакомство с этой поистине великой и незаслуженно забытой в истории женщиной. Серьёзно изучать её жизнь я стала, когда возникла идея установки ей памятника в её родовом храме в Москве, напротив сегодняшней консерватории, а когда-то — дома Дашковых.

Представляете, эта девушка только в 16 лет выучила русский язык! И то только потому, что ей было сложно понимать родственников мужа. А впоследствии она станет первым директором Российской академии наук и организует составление первого толкового словаря русского языка. Она настолько глубоко погрузилась в изучение языка, что, обладая аналитическим умом, сделала удивительное заключение о не достающей букве в алфавите и ввела в язык букву «ё». Да, да, это сделала именно Дашкова, а не Карамзин. Он всего лишь первый, кто стал пользоваться этой буквой и получил незаслуженные лавры. К Карамзину у меня вообще много претензий. Ведь именно благодаря его трудам имя Дашковой так мимолетно в истории России. Хотя личность эта была настолько сильна, что сама Екатерина считала её конкуренткой и отправила в изгнание. А ведь именно Дашкова помогла ей взойти на трон, вдохновив войска, которыми командовал её муж, перейти на сторону Екатерины. А лет ей на тот момент было меньше 20!

Удивительная женщина! Она переписывалась с Вольтером, с Дидро. Дружила с Ломоносовым и ходатайствовала в публикации его работ. Франклин делился с ней вариантами ещё неопубликованной Декларации независимости. Ах, какой бы памятник можно было бы сделать! Молодая Дашкова и уже стареющий бунтарь Франклин!

Сейчас, во времена ожесточенных столкновений США и России, стоит напомнить, что у нас есть интересная общая история.

Увы, но при всём при этом Дашковой нет ни одного памятника в России! Ни одного! Вот она, неблагодарность потомков.

Даже на памятнике Екатерине II, где на пьедестале все гении того времени, фигура Дашковой без портретного сходства. Так, девушка с книжкой.

Так что да, Екатерина Романовна может вдохновлять. У неё есть чему поучиться и сейчас. И у меня много идей для памятников. Дашковой.

Вы автор памятника таможеннику Верещагину в Москве. Его образ знаком и любим, наверное, всеми, кто смотрел «Белое солнце пустыни». Легко было работать?

Верещагин — моя гордость! Это такой яркий типаж русского мужика, да ещё в исполнении шикарного актера Павла Луспекаева, что мне нечего было добавить. Только воплотить, что уже создалось до меня. Работалось легко. До сих пор вспоминаю с улыбкой те дни. Всё шло как по маслу. Будто кто-то нам помогал сверху.

Сегодня на территории Федеральной таможни в Москве стоит бронзовый двухметровый Верещагин. Ещё один бронзовый вариант, но уменьшенного размера, стоит на Домодедовской таможне. Ещё одна копия — в Фонде ветеранов таможни. А на днях ещё один Верещагин поедет в Луганский драматический театр им. Павла Луспекаева. И даже у маленького настольного Верещагина, с которого всё началось, который победил в конкурсе на памятник, удивительная судьба. Этот экземпляр был подарен Владимиру Путину.

Каким вы изобразили Верещагина?

Я сделала его ровно таким, каким его изобразил Павел Луспекаев — русский мужик, богатырь, медведь. Добрый, тяжёлый на подъём, болезненно воспринимающий несправедливость, готовый пожертвовать собой за честь, за совесть. Не зря говорят, что русские долго запрягают, но быстро едут. Это именно про характер Верещагина!

На основании памятника можно прочесть слова Верещагина «Я мзду не беру, мне за державу обидно». Сейчас эти слова актуальны?

Этим словам время не помеха, они всегда будут актуальны. Перед каждым человеком рано или поздно встаёт выбор: брать деньги и молчать или жить по совести, чтобы обидно не было.

Сегодня это даже острее звучит. Когда за державу обидно, больно, когда обижают незаслуженно — тут в душе каждого просыпается Верещагин.

Ещё интересен скульптурный портрет Стива Джобса, он даже победил на конкурсе в компании Apple. Как над ним работали, рассчитывали ли на признание?

Стив Джобс был интересен мне как личность, и портрет я делала для себя. Знаете, когда делаешь чей-то портрет, это как беседовать с этим человеком. Вот мне захотелось побеседовать со Стивом Джобсом. Могу себе это позволить. (Улыбается.) Буквально через месяц мне прислали фотографию моей работы и сказали, что один сербский скульптор выставил её на конкурсе в Apple как свою и победил. Я была в шоке. Найти контакты этого проходимца не составило труда. Написала ему, и он признался, что взял мою работу, мол, он так работает. Фантастическая наглость! Но грустнее всего, что из-за сложностей законодательства в разных странах мне так и не удалось найти юристов, готовых взяться за отстаивание моих авторских прав.

Но это не отменяет тот факт, что работа действительно победила в конкурсе.

Вы создали скульптурные портреты Александра Сергеевича Пушкина. Один хранится в фонде музея Пушкина, другой — в кабинете президента Пушкинского музея Ирины Антоновой. Что значит для вас его творчество?

Жалею, что не я сказала: «Пушкин — наше всё!». Потому что это именно так! Когда я узнала, что на Украине за последний год снесли почти 300 памятников Пушкину, сделала рельеф «Пушкин наше! Всё!».

В наших школьных программах имя Пушкина слишком часто упоминается. Это хорошо. Но он стал замыленным, нереальным каким-то. А это же фантастически живой человек! А сколько загадок в его жизни, в его смерти, нераскрытых тайн. Сколько легенд! Мне очень нравится та, в которой Пушкин якобы не погиб, а тайно уехал во Францию и стал Александром Дюма. Дюма и вправду чем-то похож на хорошо откормленного Пушкина. Да и звезда Дюма взошла как раз через пару лет после гибели поэта. Может, кто-нибудь проведёт однажды ДНК-экспертизу? А вдруг? Вот это был бы фурор!

А любимые поэты и писатели у вас есть?

Ахматова, Цветаева, Бродский, Булгаков, Пелевин. Пушкин, конечно. Банально, наверное, но как есть. «Рождественский романс» Бродского до сих пор не могу читать без слёз. Пробовала много раз, на последней строчке голос дрожит, и я рыдаю. Свой урок по рисунку однажды так сорвала. Разревелась и всё. Как он это делает? На какие кнопки в моём мозгу нажимает своими словосочетаниями, чтобы раз за разом вызывать этот детский восторг до слёз? Вот это талант! Хотелось бы, чтобы и мои скульптуры оказывали такое сильное воздействие на зрителя.

Был у меня случай, когда знакомый специально приехал посмотреть моё «Благовещенье». Скульптура была моей дипломной работой и стояла в Спасо-Перовском роддоме. Знакомый молча обошёл скульптуру. Молча посидел напротив неё. Потом так же молча мы вышли и поехали обратно. По дороге я не удержалась и спросила: «Ну как?». Знакомый будто очнулся от раздумий и прошептал: «Позже скажу». «Всё нормально, — успокоила я его. — Ты уже всё сказал!».

Не знаю, что творилось в его душе, о чём он думал. Но знаю, что катализатором стала моя скульптура. Ради таких моментов и хочется работать!

Ваши скульптуры есть и в коллекциях президентов России, Кипра, Казахстана.

Да, как я уже говорила, Владимиру Путину подарили первый экземпляр таможенника Верещагина. Для президента Кипра Никоса Анастасиадиса крупная российская фирма делала подарок и заказала мне его скульптурный портрет. Не знаю, какой он политик, но человек приятный. Лепить его было легко.

Нурсултану Назарбаеву на инаугурацию подарили мою скульптурку «Очарование Востока», где девушка с множеством косичек в национальном костюме танцует традиционный танец. Очень нежный образ!

И сегодняшнему президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву дарили мою скульптуру. Правда, задолго до его вступления в должность.

Кроме того, ваши работы есть в коллекциях актёров, учёных, бизнесменов. Их чаще заказывают или вы можете подарить скульптуру?

Дарить скульптуру — это дорогое удовольствие. Я сама нечасто могу себе это позволить. Люблю дарить любимым актёрам в театре вместе с букетом цветов. На поклоне.

Обычно мне заказывают скульптуры для подарка или покупают из уже имеющихся коллекционных экземпляров. На заказ часто просят с портретным сходством. Бронзовый портрет — мой конёк!

А чаще заказывают портреты или что-то другое? Над каким образом вы бы хотели поработать?

Заказывают чаще портреты. Точнее статуэтки с портретным сходством. Это универсальный подарок для вип-персон, для любимых людей, для важного человека. Сюжеты бывают самые разнообразные. Однажды муж заказал любимой жене её бронзовую статуэтку в образе морской богини. А жена сделала заказ на образ мужа в виде Геракла.

Были и курьёзные случаи.

Как-то я работала над портретом мужа в гостях у семейной пары. Им очень нравилось, что у них дома работает скульптор. Кормили меня как на убой! Было лето, стояла невыносимая жара. Пластилин плавился в руках, приходилось каждые полчаса ставить портрет в холодильник, чтобы хоть как-то работать. В один из таких перерывов в дверь позвонили. Хозяйка пошла открывать дверь, и я услышала её восторженную речь:

— Вы не представляете! У нас в гостях Коваль! Я ей своего мужа заказала! Его голова сейчас в холодильнике стоит!

Хотела бы я увидеть лица вошедших в этот момент. (Смеётся.)

Над каким образом я бы хотела поработать? Макаренко. Книги Антона Макаренко очень сильно повлияли на меня в детстве. Думаю, это гений педагогики, которому нет равных. Это то имя, которым стоит гордиться и стоит культивировать. Безумно жаль, что он рано ушёл из жизни. Его труды очень ценят за рубежом. На их основе строят современные методики маркетинга. Пора и нам вспомнить о своём гении.

Конечно, хочется, чтобы памятник Екатерине Дашковой воплотился. Из подвисших проектов — Евдокия Лопухина. Первая жена Петра I. Вот судьба так судьба! И тоже незаслуженно забыта в истории.

Из современных взялась делать скульптуру Юли Пересильд, актрисы, которая полетела в космос. Шикарная, интересная тема! Гордость!

Вы успешны. Ваш талант признают в стране и за её пределами. Тем не менее, вы регулярно участвуете в выставках. Для чего?

Выставка — это лучший способ рассказать о себе. Почувствовать обратную связь. Но я совсем не регулярно в них участвую. Несколько лет не выезжала. И, кстати, даже не делала ни одной творческой работы. Да, кризис! Он бывает у каждого художника. Мне он дался нелегко. Когда случились проблемы с мастерской, у меня пропал голос от переживаний. Я поняла, что надо сделать паузу. Во всём. Бросила скульптуру, мастерскую, пошла преподавать рисунок в «Московское долголетие». И задвинула скульптуру на дальний план. Во всяком случае, творческие проекты. Переломным стало посещение мастерской Осташова в Минске. Белорусский скульптор. Что-то меня тогда зацепило на его выставке. Вернулась и начала рисовать эскизы к будущим скульптурам. Вот для чего нужны выставки — чтобы у кого-то открылось второе дыхание!

Расскажите о ваших близких. Они повлияли на ваше решение стать скульптором?

Никоим образом. Родители оба инженеры-конструкторы. Отец никак не мог понять, что это за профессия — скульптор. Да и в скульптуру я попала случайно, больно преподаватели в академии симпатичные были. В такой творческой тусовке было интересно, необычно, ново. Но, как говорится, ничто не случайно. На первом же курсе я получила похвалу от Ильи Глазунова, нашего ректора. А это, поверьте мне, редкий случай. На выпускном, уже вручая диплом, он сказал мне: «Горжусь!». Всегда буду с трепетом вспоминать этот момент.

Помните свои первые работы? Какими они были?

Смешные, дурацкие, наивные, пафосные. Всё время из меня лез какой-то модерн. Учителя жутко ругали меня за это. А впоследствии я поняла, что это мой стиль!

Чем запомнились студенческие годы в Российской академии живописи, ваяния и зодчества?

Тут на два тома воспоминаний будет! Один из самых интересных периодов моей жизни. Мне повезло: сокурсники были взрослые ребята со сформировавшимися взглядами на жизнь и творчество. А преподавательский состав, ненамного старше нас, горел задором и желанием покорить мир. Это заряжало! Я впитывала эту среду, как губка.

Много лет спустя мы встретились на похоронах Ильи Сергеевича Глазунова. Стали вспоминать студенческие годы и так развеселились, что забыли, где находимся. Та картина так и стоит у меня перед глазами: солнечный тёплый день, открытые ворота храма, гроб с учителем и мы, повзрослевшие и радостные от встречи, с ещё невысохшими слезами.

Завершая наш разговор, скажите, за что именно вы любите скульптуру в целом и, конечно, свою работу? Могли бы заниматься чем-то иным?

Пока что сама не выяснила, за что я люблю скульптуру. Работа эта грязная, тяжёлая, часто неблагодарная. И я бы никому не советовала посвящать ей жизнь. Что действительно даёт скульптура — это общение с любым человеком вне времени и пространства. Это возможность создавать миры и истории. Возможность удивлять людей, вызывать в них мысль, чувство! А значит, заставлять их жить!

А по поводу других занятий… Мне бы очень хотелось посвятить ещё одну жизнь музыке, пению. Ещё одну — архитектуре, ещё одну — путешествиям, ещё одну — безоговорочному материнству и книгам. В жизни колоссальное количество интересных занятий. В этой жизни мне посчастливилось стать скульптором!


Биография

Катерина Коваль — член Российского союза художников и Союза московских скульпторов.

Окончила Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.

Награждена серебряной медалью им. княгини Дашковой «За служение Свободе и Просвещению!»

Автор памятника таможеннику Верещагину в Москве.

Скульптурный портрет Стива Джобса победил на конкурсе в компании Aplle.

Скульптурный портрет Пушкина работы К. Коваль находится в фонде музея Пушкина, что на ул. Пречистенка в Москве и в кабинете президента Пушкинского музея Ирины Антоновой.

Участница многочисленных выставок в России и за рубежом.

Скульптуры Коваль есть в коллекциях многих известных лиц России и других стран. Среди них президенты России, Кипра, Казахстана, актёры, учёные, политики, бизнесмены.


Галерея

Добавить комментарий