Владимир Потлов

0

«Делай скульптуру только тогда, когда не можешь не делать»


Владимир, некоторые ваши работы находятся в Третьяковской галерее. Это, безусловно, признание вашего таланта. А как вы пришли к скульптуре и живописи?

Первые детские воспоминания: я строю дом — замешиваю раствор, штукатурю, забиваю гвозди в скамейку. Как оказалось, эти навыки для скульптора так же важны, как умение рисовать, а рисовал я постоянно, в свободное от строительства время. Родители уходили на работу, оставляли еду на столе, приходили, а я сижу, как сидел, рисую. «Что же ты не поел?» — спрашивают. «А я забыл…», — отвечаю.

В школьные годы занимался в изостудии, руководила которой Тамара Андреевна Кузнецова, живописец. Соответственно, для меня стать художником было равнозначно стать живописцем. Писали акварелью, а позже даже и маслом — в жизнь вошли новые волнующие запахи, этюдник, краски, пинен…

В Абрамцевском училище я впервые взял в руки глину и сразу полюбил её. Овладел гончарным ремеслом — да, я шёл к скульптуре через горшки. Начал лепить в шамоте, который делал сам, измельчая черепки на щековой дробилке. Вылепил в шамоте «Всадника революции», как мне казалось, очень монументально, получил за него серебряную медаль ВДНХ. Головокружения от успеха не было, хватило ума понять, что всё это пока детский лепет.

В Строгановке я учился на отделении «Художественная керамика». В чём удалось продвинуться, так это, пожалуй, в рисунке, который преподавал Юрий Авраамович Тур. Он требовал, чтобы мы рисовали на ватмане, натянутом на планшет — никаких листочков и кнопочек. Он, сам прекрасный рисовальщик, прививал и нам любовь к быстрому, живому наброску углем, сангиной, соусом.

Скульптуру преподавала Валентина Валентиновна Александрова-Рославлева, которая в своей очень мягкой манере требовала от нас соблюдения твёрдых принципов архитектоники. К сожалению, академических часов скульптуры было мало, этюды лепили небольшого размера, о том, чтобы вылепить этюд в размер натуры, оставалось только мечтать.

В качестве дипломной работы я выполнил скульптурный барельеф «Первобытная охота» в размере чуть больше натуры. Мне в какой-то степени удалось осуществить «скульптурную мечту», отстоять вопреки сопротивлению и угрозам свои принципы. Я стремился уйти от академизма, пропорции фигур были слишком удлинённые, что противоречило замшелым канонам соцреализма. Рецензия на мою работу была очень хорошая, на защите меня поздравляли, однако ректорат решил проучить меня, как отбившегося от рук — работу мою отвергли, а вместо диплома выдали справку. Все восприняли это как трагедию, я же был спокоен, ведь сделал то, что должен был сделать как художник.

Оказавшись в свободном плавании, вновь вернулся к работе с натурой, но уже в большом размере. Появилась серия «Обнаженных», начал участвовать в молодёжных и других выставках, вступил в МОСХ в секцию скульптуры.

Вы давно сотрудничаете с художником Людмилой Кулишовой. Как вы познакомились?

В 1977 году Людмила училась на последнем курсе текстильного отделения художественного факультета МТИ, а я пришёл из армии. В институте учились мои абрамцевские друзья, которые пригласили меня на автобусную экскурсию в Пушкинские горы, Михайловское, Тригорское. Там и познакомились, буквально на аллее Керн.

Расскажите, пожалуйста, о совместных проектах.

У нас прошли совместные выставки в разных городах. Мы сделали несколько интерьеров, где мои работы в дубе, металле органично сочетаются с ткаными гобеленами Людмилы.

Творческие люди видят друг друга издалека. Чем вам близко творчество Людмилы, а ей — ваше? Бывают ли между вами разногласия?

«Людмила Кулишова — художник эпического склада. Посвятив себя гобелену, используя классическую технику «гладкого ткачества», автор создает поистине монументальные произведения, впечатляющие масштабностью формы и глубиной замысла. В изображениях, навеянных впечатлениями от природы, особенно Алтая,эмоционально-конкретный мир личности взаимодействует с безграничным миром Вселенной. Самоуглубление и медитативные образы переносят зрителя в плоскость размышлений о тайнах мироздания…». Это цитата из статьи уважаемого мной искусствоведа Ольги Костиной, и я с ней согласен. Я несколько лет работал на Алтае, и пока лепил лошадей, Людмила насыщалась впечатлениями от природы, а потом ткала гобелен за гобеленом всё лучше и лучше. Разногласия между нами случаются, что вполне нормально. Многие вещи она чувствует тоньше, я к ней прислушиваюсь.

На работы требуется огромное количество времени. Как часто вы трудитесь в мастерской?

Каждая работа — это кусок жизни. Вспоминаешь какой-то год и что в нём сработано, а есть годы, когда и нет работ, но есть что-то другое, жизнь не ограничивается только трудом. Работать я люблю в удовольствие, что непременно передаётся зрителю. Принцип простой: делай скульптуру только тогда, когда не можешь не делать.

Одна из ваших последних работ — памятник Ивану Лажечникову. Вы лепили, основываясь на ощущениях, или досконально изучали биографию и творчество писателя?

Иван Лажечников — мой земляк, был знаком с Пушкиным, состоял с ним в переписке. В молодые годы бежал из родительского дома на войну с Наполеоном вопреки воле отца. Всё его творчество проникнуто истинным духом любви к Отечеству. В памятнике Лажечников изображен в тот момент, когда он оставляет военную службу и решает посвятить себя литературе. Изучал его биографию и труды, был, как и Пушкин, впечатлен его романом «Ледяной дом».

Я работал над памятником, как вы правильно сказали, «основываясь на ощущении». В памятнике необходимо передать и дух эпохи, и образ конкретного человека. Всё это достигается художественными средствами скульптуры, начиная от общей композиции, которую я построил в классической традиции, включая постамент и скамью, фигуры писателя со всеми характеристиками (фрак, лосины, сапоги, шотландская накидка на плече — знак почитания Вальтера Скотта) и заканчивая такими атрибутами, как мундир, кивер и сабля с одной стороны, рукопись и перо — с другой. Я стремился к тому, чтобы всё композиционно гармонировало и наиболее полно раскрывало и образ писателя, и дух той эпохи.

Памятник установлен в родовой усадьбе писателя. Бывали там во время работы над памятником?

Я бывал в усадьбе Кривякино раньше. Красивое главное здание усадьбы и старинный парк находились в запустении. Только здание левого флигеля было отреставрировано, и в нём находилась администрация усадьбы, а также небольшой, но уютный выставочный зал. Здесь в 2019 году прошла моя персональная выставка.

Установка памятника в 2021 году совпала с открытием парка после реконструкции. Теперь это один из красивейших парков Подмосковья, советую побывать. Главное здание усадьбы пока на реставрации.

Чуть раньше вы создали мемориальную доску Герою Социалистического Труда Борису Шавырину в Коломне. А что вы думаете о сохранности мемориальных досок и их реставрации? Берегут ли память и такие работы?

Борис Иванович Шавырин будучи генеральным конструктором оборонного предприятия основал в Коломне в 1961 году первую в стране конькобежную дорожку с искусственным льдом под открытым небом. Мы бегали смотреть на конькобежцев среди жаркого лета как на чудо. Сейчас на этом месте Дворец конькобежного спорта «Коломна».

Мне удалось убедить руководство поставить полноценную доску с портретом Бориса Ивановича на фоне конькобежной дорожки с конькобежцами. Вначале, как всегда, говорили, что денег нет. А когда сделал эскиз, руководству понравилось, и деньги нашлись.

Мемориальная доска как малая форма монументальной скульптуры играет важную роль в сохранении исторической памяти. Главное, чтобы при создании доски использовались «вечные» материалы — бронза, гранит. Тогда и реставрация может не потребоваться.

В одно время вы увлеклись деревянной пластикой и создали интерактивные работы. Для чего они зрителям, городам?

В абрамцевский период я погрузился в изучение народного искусства. Заметил, как крестьянин стремился придать простому бытовому предмету образное звучание, когда, к примеру, обычный ковш для воды превращался в птицу. Жил рядом с абрамцевской усадьбой и когда смотрел на лежанку Врубеля с головой львицы, понимал, откуда это.

На Алтае я вылепил этюд лежащей лошади. Она, умница, лежала, почти не шевелясь — понимала, что идёт работа. Вот, думаю, приеду в Москву, сделаю эту лошадь в дереве в большом размере, вспомнил лежанку Врубеля, так появилась скамья «Лежащая лошадь, укрытая попоной». Сделал ей жеребёнка в виде качалки. На выставке увидел большой интерес именно к этой работе. Люди садились на скамью, гладили лошадь по голове, то есть зритель вступал в непосредственный тактильный контакт со скульптурой — это и есть интерактив. В дальнейшем сделал несколько интерактивных композиций: «Кара-Кум», «Медведи», «Рембрант и Саския», «Колизей», «Призраки затонувшего корабля». Многие работы из этого цикла находятся в частных собраниях, а «Призраков…» закупил Московский музей современного искусства.

Не раз вы участвовали в юбилейных выставках Московского союза художников. В нём вы состоите уже много лет. Какую роль Союз сыграл в вашей деятельности?

Московский союз художников сконцентрировал в себе огромное количество талантов, находясь рядом с которыми, ты не можешь понижать профессиональную планку. Она стоит достаточно высоко, и это держит в тонусе. Скульптор и его мастерская — понятия неразделимые. Моя мастерская – это бывшая котельная, для скульптора помещение идеальное. Я работаю в ней более 40 лет, всё оборудовано, вложены немалые средства. Союз художников обеспечивает правовую защиту мастерской от всевозможных посягательств, и я, конечно, благодарен руководству нашего Союза за ту титаническую работу, которая проводится с целью сохранения мастерских.

Вы занимаетесь и ландшафтной архитектурой, даже участвовали в международной выставке. Дизайн ставит перед собой множество задач. Какие из них, по-вашему, первостепенны?

Собственно, ландшафтной архитектурой я не занимаюсь, это удел архитекторов. Я участвовал в ландшафтных выставках со своими работами. Задача дизайна — создание комфортной, желательно одухотворенной среды обитания человека. Одухотворять же пространство, насыщать его смыслами — это задача искусства вообще и искусства скульптуры в том числе во всех её жанрах — от малой пластики до станковой и монументальной, а также интерактивной, декоративной, игровой.

Несколько лет назад вы делали выставку в ООН в Москве «Отражения русского балета». До этого вы были на балете?

Я в те времена работал в мастерской на Арбате, рядом с представительством ООН. Мне позвонила атташе по культуре, сказала, что на выставке в «Манеже» её заинтересовали мои алтайские работы. Пришла в мастерскую и увидела этюды и наброски балерин, с которыми я тогда работал. Предложила сделать выставку в представительстве, а несколько алтайских работ уехали в Америку.

Впервые попал на балет «Лебединое озеро» лет в 15, очень понравились девушки-балерины, они казались мне нереальными, чистыми, целомудренными. Размечтался когда-нибудь вылепить скульптуру, что и осуществил в дальнейшем. Балет продолжаю любить, потому что в природе танца и природе скульптуры одно и то же — пластика.

Следите ли вы за молодыми художниками? Наступают ли они вам на пятки или каждому найдётся место под солнцем?

Специально за молодыми не слежу. Пока ещё не могу осознать своего возраста, зациклился где-то между сорока и пятьюдесятью. Относиться к коллегам нужно уважительно, тем более, наступать на пятки не нужно. В любом случае каждый художник — это отдельная планета, которая движется по своей индивидуальной орбите.


Биография

23 ноября 1949 года родился в городе Коломна Московской области.

В 1959 начал посещать изостудию в Доме культуры тепловозостроителей (рук. Т. А. Кузнецова). Писал акварелью, маслом. Участвовал в выставках.

В 1964 году поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище на отделение «Художественная керамика» (рисунок ‒ Р. С. Тавасиев, скульптура ‒ Г. С Лемешек).

Награжден серебряной медалью ВДНХ СССР за скульптуру «Всадник».

В 1969 году окончил АХПУ. Получил свободный диплом и возможность учиться дальше.

Поступил в МВХПУ (бывшее Строгановское) на отделение «Художественная керамика» (рисунок ‒ Ю. А Тур, скульптура ‒ В. В. Александрова-Рославлева). Участвовал в выставке «Советская Россия».

В 1975-1976 гг. служил в сапёрном батальоне Гвардейской Таманской дивизии.

Выставки и проекты

1979–1983 гг.

В 1979 году вступил в Молодёжное объединение МОСХ. В результате работы с обнажённой моделью появляется цикл работ, посвящённых женщине, материнству: «Плодородие», «Весна», «Материнство». Участвовал в молодёжных выставках. Вступил в Союз художников СССР. Участвовал в первой Всесоюзной выставке скульптуры. Награждён премией МОСХ за скульптуры «Весна» и «Труженица полей».

1984–1993 гг.

Участвовал в конкурсе на проект памятника «Россия ‒ Алтай» (1-я премия). Путешествовал на Алтае. Создал алтайский цикл: «На рассвете», «Всадник», «Ожидание с пастбищ», «Новорождённый». В это же время в Горно-Алтайске прошла персональная выставка. Награждён серебряной медалью ВДНХ СССР за скульптуры «Осень» и «Материнство». Совместно с Ольгой Юриковой установлен закладной камень «Здесь на Девичьем поле будет сооружён памятник в честь сбора русских ратей перед Куликовской битвой в 1380 году». Участвовал в выставках «Арт-миф», «Арт-манеж».

1994–1999 гг.

Совместно с Людмилой Кулишовой организовал выставки «Скульптура и гобелен» в Коломне, Зарайске, Волоколамске. Работал над памятниками Филарету, Лажечникову, Пушкину. Участвовал в выставках «Арт-манеж». Создал мемориальную доску дважды Герою Советского Союза В. А. Зайцеву в Коломне.

1999–2004 гг.

Увлёкся деревянной пластикой, возникает цикл работ «Интерактивная скульптура»: «Лежащая лошадь», «Кара-Кум», «Призраки затонувшего корабля», «Ноев ковчег» (совместно с Людмилой Кулишовой), «Похищение Европы», «Художник и модель». Участвовал в международных художественных салонах. Работал над памятником жертвам локальных войн «Скорбящий ангел» (установлен в мемориальном парке Коломны).

2005–2008 гг.

Участвовал в конкурсе на памятник Дмитрию Донскому (эскизный проект «Дмитрий Донской и Евдокия Суздальская» для Соборной площади г. Коломна). Создал проект поклонного креста «Не в силе бог, а в правде» для Девичьего поля в Коломне. Совместно с Людмилой Кулишовой организовал выставку в Коломенском культурном центре «Лига» «Скульптура и гобелен». Участвовал в выставке «Отражения русского балета» в ООН (Москва). Награждён дипломом ООН. Участвовал в международных выставках в МВЦ «Крокус Экспо». Награждён премией «Яркий дебют» за цикл скульптурных работ в дереве, а также дипломами МВЦ «Крокус Экспо» за экспозиции «Скульптура и гобелен», «Скульптура в саду», «Похищение Европы». Участвовал в юбилейной выставке «75 лет Московскому союзу художников». Награждён «Премией года» за композицию «Призраки затонувшего корабля». Участвовал в республиканской выставке «Отечество».

2009–2014 гг.

Международная выставка «Ландшафтная архитектура» (Москва). Награждён дипломом МВЦ «Крокус Экспо» за композицию «Рембрандт и Саския».

Выставка «Зимний сад» (Москва).

Персональная выставка «Остров сокровищ» (совместно с Людмилой Кулишовой), (ЦВЗ, Коломна).

Международная выставка «Arabia» (Москва).

Выставка «Скульптура малых форм» (Москва).

Выставка «Традиции и современность» (ЦВЗ «Манеж», Москва).

Выставка «Скульптура в зимнем саду» (Москва).

Выставка «Мир живописи и скульптуры» (ЦДХ, Москва).

Выставка «Древо» (Москва).

Выставка «Незабытые традиции» (галерея «Беляево», Москва).

Выставка «80 лет Московскому союзу художников» (ЦВЗ «Манеж», ЦДХ, Москва).

Выставка «Россия — Родина моя» (Саранск).

Выставка «Единение – 2012» (Нижний Новгород).

Московский международный художественный салон (ЦДХ, Москва).

Также создал мемориальную доску Герою Социалистического труда Б. И. Шавырину в Коломне.

2015–2019 гг.

Выставка «Корабль, путешествие сквозь время и образ» (Российская академия художеств, Москва).

Выставка «Скульптура малых форм» (Москва).

Выставка «85 лет Московскому союзу художников» (ЦДХ, Москва).

Выставка «Скульптура в зимнем саду» (Москва).

Выставка «Мир детства» (ЦДХ, Москва).

Передвижная выставка «Мир детства» (районные выставочные залы, Москва).

2019–2021 гг.

Работа над памятником писателю Ивану Ивановичу Лажечникову. Памятник установлен в его родовой усадьбе «Кривякино» в городе Воскресенск Московской области.

Работы Владимира Потлова находятся в Государственной Третьяковской галерее, музее Балыктуюля, Коломенском краеведческом музее, Зарайском архитектурно-художественном музее, Волоколамском историко-архитектурном музее, Московском Музее современного искусства, а также в корпоративных и частных собраниях в России, Украине, Италии, Бельгии, США.


Галерея

Добавить комментарий