Владимир Убасев

0

«Я убеждён, что работа всей моей жизни ещё впереди, где-то поджидает меня за горизонтом»


Владимир, вы в искусстве всю жизнь. Профессия выбрала вас или вы её?

Могу сказать, безусловно, что это взаимная любовь — мы с профессией постоянно выбираем друг друга.

Рисовал и лепил я с тех пор, как себя помню. В юности были и другие устремления, поскольку даже не представлял, что можно стать художником, полноценно зарабатывать при этом на жизнь и содержать семью. Однако рисовал постоянно. Сейчас, оглядываясь назад, вижу, что путь к искусству у меня был единый и ровный, без изгибов и извилин. Но это ясно только сейчас.

Путь художника зачастую тернист. Как вы думаете, какие ключевые события привели вас к тому, что вы имеете сейчас?

Таких ключевых событий наберётся немало. В детстве, когда мы жили в Якутии, я часто болел, климат там, конечно, суровый, и моя мама для улучшения моторики и умственного развития занималась со мной лепкой и рисованием.

Не обошлось без генетики: дедушка был левшой (я тоже левша), печником, работал с глиной, был мечтательным и наблюдательным человеком. Немного рисовал и даже слепил некоторое количество обнажёнок. Немного рисовал и мой папа.

Следующий ключевой момент — работа по восстановлению Никольского храма в городе Тейково Ивановской области. Я попал туда с моим дедом, наконец-то удалось уговорить его взять меня в качестве помощника для постройки новой печки в просфорню. Когда через месяц мы закончили печь, меня позвали в воскресную школу, куда пришёл преподавать единственный художник нашего города Юрий Михайлович Кочнев, царствие ему небесное. С Юрием Михайловичем у нас завязалась настоящая дружба. Мной и ещё двумя ученицами он занялся по-настоящему — приносил горы своих книг по искусству, привёз огромную бабину ватмана, купил краски и кисти, и не какие-нибудь, а колонок! Впоследствии подарил мне свой этюдник. Это, знаете ли, дорогого стоит! В сущности, на тот момент искусство для меня было вторично, я мечтал стать батюшкой, помогать людям. Когда заявил об этом дома, мама приняла эту новость в штыки. Ещё вчера попов вешали, давили, душили, а сегодня её кровинушка собралась туда же… И хоть времена уже не те, но у правительства от любви до ненависти, сами знаете… В общем, было решено: куда угодно, только не в семинарию, и я подался в художники.

Собирался поступать в Ивановское художественное училище, на факультет живописи, это стало моей новой целью, но, узнав, что с цветовосприятием у меня не очень, решил выбрать прикладной профиль. Те две девушки, с которыми мы вместе готовились к поступлению по творческой специальности, собрались в соседний райцентр — Суздаль, в местное художественно-реставрационное училище. И я собрался туда же, к моей следующей мечте — резьбе по дереву.

Но судьба коварна, и набор в тот год на дерево отменили. Пришлось выбирать из того, что есть. А был камень. Вроде что-то смежное, а что это — никто не знает. В училище про факультет реставрации белого камня — маленький тухлый планшет с тремя чёрно-белыми фотографиями. Пошёл домой к преподавателю, местному скульптору Владимиру Кузьмичу Благовещенскому. Кузьмич, как мог, конечно, на пальцах объяснил, а у меня справка по здоровью — тяжёлая работа не очень. А он мне говорит: «Вот белый кирпич, возьми его. Тяжело? А камень в три раза тяжелее…». Мне ничего непонятно, но интересно, поступил и правильно сделал — факультет оказался со скульптурным уклоном!

Так я учился и прислуживал в кафедральном храме, был звонарём. Кузьмич меня выделял из всех и толкал к тому, чтобы я поступал далее по профилю в художественный вуз. Моей мечтой был институт имени Штиглица в сказочно-прекрасном Питере…

Но тут к моему другу о. Леониду приехала его крестная Ольга, которая на тот момент училась в Московской академии живописи ваяния и зодчества. Она меня начала вербовать в юные глазуновцы. И после четвёртого курса я решил попытать удачу на вступительных. Учиться в РАЖВиЗе Глазунова я не собирался, просто хотел потренироваться перед поступлением в Муху. Но неожиданно поступил, был вторым в списке. Что делать? Пришлось бросить училище и учиться в Москве. Здесь, надо отметить, мне повезло угодить в группу к замечательному художнику и педагогу, доценту кафедры композиции Александру Александровичу Смирнову-Панфилову. Саныч вдохнул в нас любовь к скульптуре.

Он сразу почему-то меня выделил, хотя были ребята помастеровитее меня. Позже Сан Саныч отмечал, что за первый и второй курсы академии я шагнул как за все ДХШа и на втором курсе был уже наравне и даже выше по уровню, чем мои однокашники. Ещё на первом курсе он привёл меня в свою творческую мастерскую на Вавилова, познакомил с коллегами, брал к себе на работу, ввёл в коллектив скульптурного бабушкинского комбината…

После окончания академии познакомился с Александром Мироновым, это тоже резко скорректировало мою дальнейшую творческую жизнь. Александр горит яркой звездой и зажигает всех вокруг. Саша свёл меня с народным художником, председателем Союза художников России Андреем Николаевичем Ковальчуком, который позвал работать на постоянной основе в свою творческую мастерскую. Сегодня я стараюсь всё более переходить на свои заказы, но у Андрея Николаевича периодически появляюсь и по сей день.

За время обучения вы дважды были удостоены правительственной стипендии. Насколько она была важна для вас?

Правительственная стипендия в течение двух лет выдавалась мне от Министерства культуры на основании постоянных и круглых пятёрок по профильным предметам, с похвалой совета. Размер стипендии — 20 тысяч рублей ежемесячно. Так как к этому моменту я учился уже на старших курсах, это позволило мне не отвлекаться от учёбы, а всё свободное время посвящать обучению и творческим изысканиям в области скульптуры. Можно было почти не подрабатывать и вволю заниматься творчеством.

У вас было немало персональных и коллективных выставок. На каких из них приятнее представлять работы?

Мне приятны все выставки. Конечно, персональные важнее и интереснее, но они требуют немалых трудозатрат. Это не всегда возможно. С групповыми проще, интересно оказаться рядом с коллегами по цеху, адекватно попытаться увидеть себя со стороны. Сейчас, правда, устаревает традиционный формат экспозиций: когда повесили работы и ушли. Вызывают симпатию те художники, которые привносят в свои экспозиции интересные и стильные дизайнерские решения. Каждая выставка должна восприниматься художником как проект. Цельный, со своей концепцией, мыслью, оформлением. Стоит поучиться у опытных галерей в этом плане. Другой вопрос — финансовая сторона проекта, насколько она подъёмна для художника в тот или иной момент.

Вы немало общаетесь с коллегами, например, с арт-группой «Облако». Какую роль она сыграла в вашей карьере?

Творческое сотрудничество с арт-группой «Облако» дало мне две вещи. Во-первых, это, конечно, комьюнити, новые знакомства, друзья. С другой стороны, нашей общей идеей было бомбить количеством, делать как можно больше выставок где попало. Это дало понимание, насколько это бесполезно, сложно и неприемлемо для меня. Мы делали до семи выставок в год, и не только в Москве, а это, прежде всего, логистика. Хорошо живописцу: привёз 5-7 холстов (так как выставки групповые) общественным транспортом — и молодец. У меня же, со скульптурой и подиумами, с грузоперевозками, уходило по 10 тысяч рублей в месяц. Учитывая, что это равняется двум дням работы, плюс два дня на монтаж и демонтаж… Да за это время можно было бы слепить пару новых качественных работ! В общем, я понял, что это Сизифов труд и вышел из группы.

Всегда нужно видеть ситуацию в целом. Кто придёт на выставку? Будет ли пресса? Для чего тебе эта выставка? И прочее, и прочее.

В соавторстве с другими мастерами десять лет назад вы работали над памятником «Слава русской кавалерии». Какую лепту вы внесли в эту скульптуру? Возвращались ли к этой теме?

Работа по созданию группового монумента «Слава русской кавалерии» в КСК «Русь» в соавторстве с Ириной Макаровой, Александром Мироновым и Юлией Ротковой дала мне, безусловно, большой опыт. Во-первых, это произошло сразу по окончании академии, в 2013 году. Эскизы слепил Саша, и он сразу задал темп в работе. Лепил и быстро, так как по договору на одного всадника с конём (масштаб 1:1,1) и полной боевой выкладкой было отведено три недели, плюс Георгий был в полторы натуры, с драконом, всё как положено.

Мы разделились: девушки занимались лошадьми, Саша — человечками, я — амуницией. Также помогал Саше. Следом восковки и обработка бронзы легли в основном на меня. Конечно, это был большой опыт: я пять месяцев буквально жил на литейном комбинате Литарта в Жуковском, увидел, как нужно и не нужно договариваться с рабочими, узнал, как слепить фигуру за пять дней, настроить рабочий день, неделю, лепить натюрморт из сабель, ремней и щитов, обработать бронзу следом за заводской обработкой… Много было нового, как говорится.

Ещё вы работали — тоже со скульпторами — над орлом и фамильным гербом для рельефа к памятнику Александру III. Он установлен в Ливадийском дворце в Крыму. Для вас имеет значение, где находятся ваши работы?

Этот орёл с гербом (размах крыльев — три метра) является частью композиции памятника Александру III. Автор — А. Н. Ковальчук. Этот заказ тоже был поворотным, Андрей Николаевич отдал мне слепить эту часть и был в восторге от того, как я справился. Это был некий экзамен, после которого он взял меня работать к себе постоянно. После окончания работы у меня родилась дочь Полина, сейчас ей 5,5 лет. И вот, оглядываясь назад, я понимаю, что ребёнок и семья выросли на средства, заработанные у Андрея Николаевича на эскизах и монументальной скульптуре.

Конечно, мне важно и интересно, где стоят мои памятники или те работы, к которым я был причастен. Но гораздо значимее, когда ты сам, занимаясь установкой, отправляешься в тот или иной город. Мы не знаем, по сути, своей страны. Она огромная. Путешествовать некогда. И монтаж — это как возможность, связанная с необходимостью «телепортироваться» в тот или иной уголок нашей страны. Тогда в Крым на монтаж меня не взяли, было много работы здесь. Тем более что я не монтажник. Брали потом, на монтаж монумента «100 лет службы СВР», в дивизию.

Интересной была поездка на установку моего памятника «Паруса мечты» в Мурманск. Это была даже не одна поездка, а целых три! Дважды на монтаж, плюс открытие. Было много местных тонкостей и нюансов. Например, то, что памятник складировался на территории Мурманского морского торгового порта (ММТК), а это зона особенного таможенного контроля, и осуществляли этот сложный монтаж сотрудники СММ (та самая компания, которая создаёт портальные грузовые краны вроде «Витязя» и осуществляет их сборку), и СУЭК (Сибирская угольная энергетическая компания). Это три огромные организации со сложной структурой взаимодействия. Пришлось официально устроиться на работу в порт, пройти инструктаж. Заодно ребята из СММ устроили захватывающую дух экскурсию на портальный кран высотой 52 метра. Колесо обозрения отдыхает. Весь порт, баржи со всего света, город как на ладони.

Мурманск — очень интересное место, всем советую там побывать. Он напомнил мне Якутию, такие же сопки, только с озёрами, как в Карелии.

Большой радостью для меня было то, что памятник понравился не только администрации города и руководству порта, а также жителям. Порадовало также и место установки — сквер за Мурманским морским вокзалом, рядом с легендарным атомным ледоколом «Ленин», у выхода из торгового морского порта. Так сказать, морские ворота в город.

«Паруса мечты» — название довольно-таки романтичное. Какой смысл вы вкладывали в работу?

Заказчик поставил цель сделать красивую работу, воспевающую дух первооткрывательства, посвящённую первой экспедиции, которая исследовала берега реки Мурман и всего побережья для возможности заложить здесь порт, гавань которого не замерзала бы в полярную зиму. Этим судном был ботик «Любовь». Именно ему и экспедиции Лехницкого была посвящена моя композиция в 7,5 метров из зеркальной нержавейки и патинированной бронзы. Пятиметровый парус на 1,5 метровой волне.

Отрадно, что работа получилась очень творческой, ведь в наш век политической пропаганды такое почти невозможно. За свободу в творчестве я очень благодарен заказчику, одному из директоров СУЭК, человеку с на редкость хорошим вкусом в искусстве.

«А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?». Вы участвовали в конкурсе на концепт памятника великому писателю. Как относитесь к его творчеству, какие произведения ваши любимые?

«To party, or not to party». К своему стыду, мало что читал из Шекспира. Но «Гамлет» — моё любимое произведение. А фильм «Аноним» вдохновил меня на концепцию. Склонен считать, что Шекспир — подставное лицо графа Оксфорда, в фильме хорошо это показали. В принципе, и официальная аннотация к конкурсу это поддерживала.

Когда узнал о конкурсе, творчески загорелся, жаль, долго искать и раздумывать времени не было, и я последовал первому своему in sade. Изобразил десницу Господа, которая держит земной глобус, выполненный в стиле первых карт Колумба. На верхнем указательном пальце десницы, в развевающемся плаще шествует наш герой, лицо его срезано (посыл к «Анониму»), левая рука держит перед лицом маску Шекспира, а из правой разлетаются рукописи… Вдобавок инженерная мысль Максима Харлова придала глобусу медленное вращение под ногами Уильяма — символ того, как его творчество шествует по планете. Я задумывал сделать глобус прозрачным и светящимся изнутри, но до этого руки не дошли. Жаль, что чиновники слили конкурс в помойку.

Игровые скульптурные композиции можно увидеть и в фильмах, например, в «Анне Карениной» Карена Шахназарова или «Копе» Радды Новиковой. Чем примечательны эти работы?

Работа с кино всегда интересна и захватывающа. Это другой мир, по-хорошему сумасшедший, с короткими сроками и ночными переработками. На создание работы может уйти несколько месяцев, а в фильме она «прозвучит» всего полторы минуты, это не очень укладывается в голове, особенно, когда привыкаешь к вековым монументам.

Сейчас вас знают и признают во многих городах России. Вспоминают ли о вас в родном поселке Чернышевский в Якутии? Часто ли бываете там?

Сейчас такой объем инфопотока, что для многих открытие памятника проходит незаметно. Часто, если не заплатить или новость не очень звучная, тебя даже не упомянут на открытии. Есть заказчики, которые целенаправленно забирают авторские права на стадии эскиза, это у них по умолчанию, автор у всех проектов один. Это неправильно, я считаю. Могу сказать, что вряд ли меня знают за пределами профессиональных кругов. А на своей малой родине я больше никогда не был — слишком дорогое это удовольствие.

Есть ли у вас любимая работа, которую вы бы назвали работой всей жизни?

Я убеждён, что работа всей моей жизни ещё впереди, где-то поджидает меня за горизонтом. Но из уже созданных — «Паруса мечты», «Гребцы», «Память». Эти работы являются для меня знаковыми, и благодаря им могу сказать, что жизнь свою прожил не зря.


Биография

Владимир Убасев родился в поселке Чернышевский Мирнинского района в Якутии в 1986 году. В 2003 году окончил школу № 2 г. Тейково Ивановской области. С 2003 по 2007 годы учился в Суздальском художественно-реставрационном училище по специальности «Реставратор камня». В 2013 году окончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества И. Глазунова по специальности «Художник-скульптор». Курс скульптуры и композиции вёл доцент кафедры скульптуры А. А. Смирнов-Панфилов. За время обучения дважды был удостоен правительственной стипендии.

Персональные выставки: «Владимир Убасев. Новые имена», малый выставочный зал Ивановского отделения СХР (2022 г.); «Наталья Зайцева. Андрей Уделов. Владимир Убасев. Живопись. Скульптура. Графика», школа акварели С. Андрияки. (2012 г.)

Групповые выставки:

2021 год

Всероссийская выставка СХР, г. Владимир; «Детство», МСХа, Кузнецкий мост 11, совместно с секцией графиков; Art fashion week, концертный зал Artnovi Spase.

2019 год

«Москва и Москвичи», ЦДР, с арт-группой «Облако».

2018 год

Участие в конкурсе на концепт памятника Уильяму Шекспиру, Москва, с общей выставкой в «Провиантских складах», Музей Москвы; Международный художественный салон ЦДХ-2018 «Снова вместе»; выставка в «Доме С. Рахманинова» «Впечатления», с арт-группой «Артель»; выставка в Московской городской думе «Дорогами России», с арт-группой «Облако»; выставка в Центральном доме работников искусств, с арт-группой «Облако».

2017 год

«85 лет МСХа», групповая юбилейная выставка Московского союза; ЦДХа;

«Путешествия», выставка в составе арт-группы «Облако» в Московском доме национальностей (от правительства Москвы); «Путешествия», выставка в составе арт-группы «Облако» в галерее «Лорье».

2016 год

«Скульптура и гобелен», выставочный зал МСХа; Международная выставка-конкурс современной скульптуры; «На краю земли, у самого Тихого океана» (г. Владивосток).

2015 год

«Вещество тишины», ТЦ «Гагаринский»; «Московские настроения», МГИМО МИД России, с арт-группой «Облако».

2014 год

Участие в конкурсе на бюст В. Н. Челомею для музея «Космонавтики».

2013 год

Академическая выставка в ЦВЗ «Манеж» (г. Москва).

2012 год

Академическая выставка в ЦВЗ «Манеж» (г. Санкт-Петербург); молодежная выставка в выставочном зале МОСХа России; «Пластовская осень» (г. Москва).

2011 год

Молодежная выставка в Выставочном зале МСХ на Кузнецком; академическая выставка в МГИМО МИД России.

2010 год

Молодёжная выставка в выставочном зале МОСХа России.

2009 год

Музей-заповедник «Дмитровский кремль» (г. Дмитров).

2008 год

Молодёжная выставка в выставочном зале МОСХа России.

В 2008 году работал над созданием рельефов для представительства Кемеровской области в Москве. В 2009 году в симпозиуме по скульптуре из песка среди студентов московских вузов скульптурного отделения, проходившем в парке-музее «Коломенское», занял первое место. С тех пор четыре года подряд принимал участие в международных и российских симпозиумах, проходивших в парках «Коломенское», «Поклонная гора», «Сокольники». В 2011 году создал игровую скульптуру для к/ф «Тёмная сторона. Равновесие». В 2012-2013 годы принимал участие в конкурсе и соавторство со студенческим коллективом ск. С. Щербаков, памятника «Священномученику Ермогену», установленного в Александровском саду.

С 2013 года — член Московского союза художников.

В 2013-2014 годах — соавтор памятника «Слава русской кавалерии» (композиция из пяти всадников). Установлен в КСК «Русь» в Ленинском районе Московской области.

В 2013-2023 годы — автор памятника «Святой мученице великой княгине Елизавете Федоровне», Успенский Дуниловский монастырь, Шуйский район (дипломная работа под руководством А. А. Смирнова-Панфилова).

В 2015 году — стипендиат гранта Министерства культуры РФ.

В 2015 году создал две скульптурных группы «Кориатиды» с Екатериной Казанской для к/ф «Анна Каренина», режиссёр К. Шахназаров.

В 2016 году участвовал в международном симпозиуме по камню в г. Айя-Напа республики Кипр. Также в этом году создал бюст в М1:1,4  А. П. Маресьева, соучредителя «Московского Дома Ветеранов В.О.В.», для торжественной передачи в «Музей Победы» и празднования 100-летия со дня рождения героя.

В 2017 году создал игровую скульптурную композицию для сериала «Коп».

В 2018 году — стипендиат государственного гранта Министерства культуры РФ.

В 2018-2020 годы — автор памятника «Паруса мечты», посвящённого основателям города-героя Мурманск. Установлен в сквере у Морского вокзала.

Монументальные памятники, в создании которых принимал участие:

2021 год — скульптурная композиция двуглавого орла. Установлена на арках путепровода на Каланчевской ж. д., по рисункам А. В. Щусева, автор А. Н. Ковальчук;

2020 год — рельефы для монумента «К 100-летию СВР», автор А. Н. Ковальчук;

2017 год — орел и фамильный герб Александра III для рельефа к памятнику Александру III. Установлен на территории Ливадийского дворца, Крым. Автор —А. Ковальчук; рельеф для памятника «Ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС». Установлен на Поклонной горе, Москва;

2015 год — памятник «Святым Петру и Февронии» ск. Максима Мухаева и Игоря Линевича-Яворского;

2014 год — рельеф для общей композиции «Грозный – город-герой» под руководством С. Щербакова;

2013 год — памятник «Егорову и Кантария», автор С. Щербаков, Поклонная гора, Москва;

2012 год — бюст архитектору И. Рербергу, рук. С. Щербаков.


Галерея

Добавить комментарий