Инна Гревцева
«Когда я мало рисую, становлюсь грустной»
Инна, в детстве вам постоянно делали замечания за изрисованные тетради и дневники. А как вы относитесь к тому, что дети рисуют на обоях?
У меня нет детей, поэтому в полной мере не могу прочувствовать досаду от того, что ребёнок испортил новые обои или красивую тетрадь. Могу только судить с позиции ребёнка: для него изрисованные тетрадь или обои — это и есть красиво. Меня ругали, потому что не понимали.
Вы сменили две художественные школы. Чем они похожи и чем отличаются?
Похожи, конечно, базой, которую давали во всех художественных школах: преподавали композицию, колористику, визирование (когда карандашом переносишь размеры), постановку руки. Похожи предметами: рисунок, живопись, композиция, скульптура. А отличаются уровнем обучения. В первой художественной школе у нас было все серьёзно: звонок, дневники, чёткое расписание, программа, плэнер. Во второй всё более расслаблено. Можно прогулять хоть неделю, тебе даже слова не скажут. Было меньше инструментов для комфортного обучения и мало света. Учителя были золотыми людьми, но преподавали для ребят младше меня. Не замечали моих ошибок или не могли исправить. А я точно видела, что что-то не так. Но вот что? Непонятно. А объяснить никто не мог.
Многое зависит от педагогов, причём как в школах, так и в вузах. Что вы взяли от мастеров, а что изучали самостоятельно?
Всю базу (перспективу, композицию, светотень, колористику, анатомию), которую применяю сейчас в иллюстрации, я узнала от педагогов в вузе. YouTube тоже смотрела, но оттуда брала лишь крупицы знаний, остальное знала по университету.
А вот digital art я изучала в интернете. Так что всё про использование программ, кистей, режимов наложения и вообще способ рисования на планшете я узнала самостоятельно.
Кстати, о вузе. Вы учились на дизайнера одежды. Любили шить? Какие самые необыкновенные наряды создали?
Шить я ненавидела. Я продала машинку почти сразу после выпуска. У меня была возможность перевестись на другую специальность, но мы так много рисовали и изучали человека, что решила не делать этого. И правильно!
Вы мечтали о профессии графического дизайнера, поэтому поступили на эту специальность в магистратуру. Оправдались ли ожидания?
К сожалению, нет. Магистратура — это исследовательская деятельность. Что это такое, даже не особо представляла. Я хотела узнать о типографике, вёрстке, брендинге. А на деле мы читали умные статьи и писали свои. О графическом дизайне я узнавала от одногруппников. Так что всё было не зря.
Тогда же вы стали рисовать на планшете и участвовать в онлайн-челленджах и марафонах.
Челленджи и марафоны — это мероприятия, где группа людей рисует на заданные темы. Это весело, прокачивает навыки и улучшает скилл. А ещё через челенджи я находила друзей и набирала аудиторию подписчиков.
Сейчас я и сама провожу марафоны. Обычно это бесплатное мероприятие на три дня, где в эфирах показываю, как рисую и делюсь своими фишками.
Конечно, вы общались и с другими иллюстраторами. Чьи работы вам нравились, какими вдохновлялись?
Для меня знаковые иллюстраторы — Маргарита Кухтина, Александра Дикая, Саша Крю. От них я узнала об иллюстрации, работе на заказ, собственном стиле и многом другом. А вдохновляюсь я, например, Loish, Lorena Alvarez, Monster Maartell, Vanessa Morales и многими другими.
После магистратуры вы попали в Adme.ru. Насколько сложно было получить эту работу?
Тогда, в 2018 году, требования были достаточно простые. В штате работало около 25 иллюстраторов, спрос был небольшой. Мне было легко устроиться, потому что не я отправляла портфолио, а меня позвали. Сделала небольшое тестовое задание и получила работу.
Но с каждым годом количество работы росло, росли и требования к навыкам иллюстраторов и объём тестовых. Сейчас попасть в Adme.ru практически нереально.
Adme.ru всегда отличался креативностью. За ним стоят определённый подход, организация или свобода?
Adme.ru — это огромная машина, где каждый чётко выполняет свою работу. Свобода есть, но есть и рамки. Например, я получала задание: мужчина держит пустую коробку конфет. На лице — негодование и злость. Стиль: мультяшная стилизация. А какой это будет мужчина? Что будет вокруг: комната или однотонный фон? Какие это будут конфеты? Всё это решала я, как иллюстратор. Тут полная свобода.
Авторы Adme.ru поднимают важные темы и оригинальные. К каким материалам придумать иллюстрацию было сложнее всего, а над чем работать оказалось интересно?
Мне давали чёткие ТЗ, поэтому придумать иллюстрацию было одинаково просто и сложно для любого проекта.
Помню, дали детские рисунки, а их я перерисовывала в мультяшном стиле. Пожалуй, это самое интересное. Очень круто развивает фантазию. Рисунки получились сочные и небанальные.
Самые сложные проекты — рутинные. Те, где не нет никакой художественной задумки: мужчина идёт по тропинке, мужчина сидит в парке на лавочке.
Бывает, что заказчики не принимают работу. Нравились ли руководителям ваши работы, согласовывали ли они их сразу или многое отправлялось на доработку?
У меня редко случалось, что заказчик не принимал работу. Обычно всё обсуждается на этапе правок и выбора цвета. Когда доходит до реализации, остаются детали. И если на вопрос отвечать чётко, то руководителям мои работы нравились, и они почти сразу принимали всё.
Вы рисовали иллюстрации к книгам. Как строилась работа с авторами?
Я нарисовала иллюстрации к двум книгам — для издательства и автора (самиздат).
В первом случае я не общалась с автором. У меня было понятное ТЗ от редактора, по которому я шла. Чёткие правки: дорисовать мышку, добавить ягодки, передвинуть пень. Я прочитала ТЗ, задала вопросы. Нарисовала эскизы для всех разворотов, мы их долго правили. Потом нарисовала кусочек иллюстрации, чтобы подтвердить стиль. И далее приступила к отрисовке всей книги. Вот в этом проекте правок было море.
Вторую книгу я рисовала лично для автора. ТЗ было, но достаточно размытое. Плюс я делала обложку и вёрстку на трех языках. Система рисования была такой же, а правок было не очень много. Автору всё понравилось.
Ещё вы создаете открытки. Отправляете их по всему миру?
Я рисовала иллюстрации и продавала для печати на открытках, а дальше заказчики на своих площадках. Некоторые адаптировали персонажей или рисованные логотипы для печати на открытках, вкладывали их в заказ. Свои открытки дарила ученикам и подписчикам при встрече. Иногда обменивались по почте.
Вместе с подругой вы создали школу «Арт Космос School». Какими получились первые курсы?
Школа была как само собой разумеющееся, ведь мы хотели масштабироваться.
Первый курс получился не самым лучшим моим творением как по техническим характеристикам, так и по структуре знаний. Но мы всегда работали на пределе своих возможностей, и я давала всё, что знаю. От этого результаты учеников были и остаются мощными.
Сейчас я уже перезаписала старые видео, камера улучшила картинку, микрофон — звук, я стала более уверенно держаться в кадре в силу опыта. А от этого и результаты учеников выросли в разы.
Вы также учите зарабатывать на иллюстрации. Поделитесь лайфхаками.
Я учу рисовать. Зарабатывать учит моя подруга Ульяна Бабенко. Мне кажется, самый главный лайфхак — не забывать продвигать своё творчество.
При этом, конечно, важно творить не только ради денег. А ради чего ещё?
Мне кажется, художник не может не творить. В этом и смысл жизни. Когда я мало рисую, становлюсь грустной. Мне жизненно важно рисовать. Поэтому, даже если бы не получала за свое творчество деньги, все равно рисовала бы для себя.
Мы создаём себя сами, однако помощь и поддержка окружающих необходима. Кто сыграл ключевую роль в вашей жизни?
Думаю, самые важные люди, благодаря которым я стала иллюстратором, — это родители. Они были на моей стороне, когда я решила идти в творческий вуз, не дали его бросить (учиться было очень сложно), поддерживали, когда начала рисовать на заказ и получать свои первые деньги.
Биография
В школе Инну Гревцеву настолько увлекало рисование, что все тетради, дневники были изрисованы, за это она постоянно получала замечания. В средних классах Инна начала учиться в художественной школе, но после переезда возможности получать знания именно в ней не стало. Пришлось ходить в художку рядом с домом, но её уровень, по сравнению с первой школой, был низким.
В девятом классе Инна уже точно знала, в какой вуз хочет поступать — в УрГАХУ в Екатеринбурге на графический дизайн. Но баллов на бюджет хватило только на отделение дизайна одежды. «Не скажу, что мне нравилось учиться. Шить — это максимально не моё, машинку я продала сразу после выпуска. Но у нас были шикарные учителя по рисунку, живописи, пропедевтике. Они дали мне всю базу: анатомию, работу с цветом, композицию, поставили руку так, что сейчас я рисую в программах без сглаживания линий. За что им моя искренняя благодарность», — говорит Инна.
После выпуска из бакалавриата Инна пошла в магистратуру, но уже куда хотела изначально — на графический дизайн. Однако учиться оказалось неинтересно и скучно. В это же время Инне подарили планшет, и она стала направлять энергию в рисование. Начала участвовать в челленджах и марафонах, погружалась в комьюнити иллюстраторов.
Поняв, что не хватает знаний, как находят заказы иллюстраторы, сколько зарабатывают, стала ночевать на YouTube в поисках информации, покупала недорогие курсы и постоянно рисовала.
После выпуска из магистратуры Инна устроилась рисовать комиксы для сайта Adme.ru и договорилась со школой по рисованию снимать курс по обучению иллюстрации. Параллельно работала на фрилансе.
Благодаря полученной базе знаний, работоспособности и проявленности (Инна постоянно заявляла о себе везде, где можно, показывала рисунки, не стеснялась вести соцсети) быстро вышла на доход 80 000 рублей.
Однако уже два года Инна не рисует для Adme.ru и почти не берёт заказы — не хватает времени. Она нашла себя в преподавании. С подругой открыли свою школу «Арт Космос School» и успешно обучают зарабатывать на иллюстрации.
Галерея